Резолютивная часть объявлена 31.05.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 03.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
О.И. Филатов - государственный инспектор отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
при участии представителей:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница": Сидоренко С.Н. (по доверенности);
уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр обеспечения организации и проведения торгов": В.И. Белоговой (по доверенности);
заявителя - ООО "Медтехника": А.В. Гутковского (по доверенности),
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу (вх. N 3706 от 24.05.2021) ООО "Медтехника" (далее - Заявитель) на действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка расходных материалов для аппаратов искусственной вентиляции легких (извещение N 0335200014921001455) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 24.05.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Заявитель считает, что Заказчик установил требования к товару, не соответствующие правилам описания объекта закупки и ограничивающие участников закупки, по следующему основанию.
1. В пункте 3 описания объекта закупки Заказчик установил показатели и их значения Диаметр мембраны фильтра включает диапазон, мм: от 54,15 до 59,85.
Диаметр мембраны фильтра сам по себе не имеет клинического значения. Безусловно, от размера (диаметра) фильтрующего элемента могут зависеть такие характеристики товара как: эффективность фильтрации, мертвое пространство (внутренний объем), сопротивление потоку. По мнению Заявителя, эти показатели установлены в техническом задании самостоятельно, установление в описании объекта закупки показателя "диаметр мембраны фильтры" ограничивает допуск участников.
В соответствии с правилами описания объекта закупки показатели, не являющиеся стандартными, должны быть обоснованы. Обоснование установления показателя диаметра мембраны фильтра Заказчиком в Аукционной документации не представлено.
2. Установление показателя фильтра в виде "Минимальный дыхательный объем включает диапазон, мл: от 195 до 225" направлено на ограничение допуска участников. Значение данного показателя (минимальный дыхательный объем) пропорционально показателю "внутренний объем" (или мертвое пространство). Является общеизвестным фактом в профессиональной среде, что чем меньше внутренний объем фильтра (и соответственно, чем меньше такой показатель как "минимальный дыхательный объем", чем лучшей характеристикой обладает фильтр.
Заявитель считает, что устанавливая минимальное значение показателя минимальный дыхательный объем на уровне 195 мл, Заказчик ограничивает участие в закупке поставщиков фильтров лучшей характеристикой (меньшим значением минимального дыхательного объема).
3. Устанавливая показатель "Соединение в месте порта с линией мониторинга выдерживает нагрузку, Н: не менее 50", Заказчик не приводит никаких обоснований. Данный показатель не является стандартным, а также не указан в эксплуатационной документации ни у одного производителя дыхательных фильтров, обращающихся на территории РФ. Если заказчик предоставит информацию о том, что хотя бы одного производителя этот показатель в эксплуатационной или технической документации на фильтр присутствует - мы при рассмотрении жалобы откажемся от рассмотрения этого довода.
В письме ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16 указано: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласен с доводом жалобы Заявителя, считает, что Аукционная документация разработана в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения
по сути жалобы Заявителя
Взаимодействие Уполномоченного учреждения и Заказчика регламентировано постановлением Правительства Калининградской области от 31 декабря 2013 года N 1013 "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Калининградской области и о Конкурсном агентстве Калининградской области" (далее - Постановление N 1013).
В соответствии с пунктом 6 главы 2 Постановления N 1013 Заказчик: составляет техническое задание, проект контракта, основные условия закупки, утверждает заявку на закупку путем ее подписания в ГИС "Закупки" как часть документации.
Согласно пункту 7 главы 2 Постановления N 1013 Уполномоченный орган составляет и утверждает путем ее подписания в ГИС "Закупки" часть документации, касающуюся организации и проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением части документации, утвержденной заказчиком (заявки на закупку).
Таким образом, нормативно закреплена обязанность Заказчика формировать объект закупки и требовать его поставки (исполнения), в соответствии со своей потребностью в рамках заключенного по результатам определения поставщика (исполнителя, подрядчика) контракта.
Кроме того, представитель Уполномоченного учреждения считает, что Заказчиком при формировании технического задания соблюдены положения статьи 33 Закона о контрактной системе в полном объеме.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии с действующим законодательством о закупках участниками закупок могут выступать любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям документации об Аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного Уполномоченное учреждение полагает довод жалобы необоснованным.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
11.05.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335200014921001455 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 606 950,50 рублей.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено пунктом 24 раздела 2 "Информационная карта аукциона в электронной форме" документацией об Аукционе описание объекта закупки указано в разделе 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" и разделе 4 "Проект контракта" данной документации.
Разделом 3 "Техническое задание и обоснование начальной (максимальной) цены контракта" Аукционной документации установлено, в том числе, следующее:
N п/п |
ОКПД2, КТРУ |
Наименование объекта закупки |
Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки, требования к показателям |
Ед. изм. |
Количество (объем) товара |
1. |
Описание в соответствии с КТРУ 32.50.13.190-00048: Нестерильный комплект изделий, предназначенный для подвода медицинских газов от источника свежего газа в составе аппарата/рабочей станции ингаляционной анестезии к пациенту, как правило, обеспечивающий связь между пациентом, аппаратом/мешком для искусственной вентиляции легких, абсорбер углекислого газа (CO2) и монитором. Как правило, включает в себя как канал вдоха, так и канал выдоха и состоит из дыхательных трубок, дыхательного мешка и/или резервуаров, Y-образной трубки, коннекторов/адаптеров и портов для взятия проб газа. Абсорбер, односторонний направляющий клапан и регулируемый ограничитель давления клапанного типа также, как правило, задействованы в контуре, но могут как входить, так и не входить в его состав. Это изделие для одноразового использования. |
Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования |
Диаметр трубки, мм: 22 Максимальная длина трубки, см: не менее 145,1 не более 180 |
штука |
100 |
2. |
Описание в соответствии с КТРУ 32.50.13.190-00246: Нестерильный комплект устройств, предназначенный для передачи воздуха или обогащенной кислородом (O2) газовой смеси и вспомогательных газов [например, закиси азота (N2O), галогенизированных газов] от аппарата искусственной вентиляции легких к пациенту. Включает дыхательные трубки, Y-образный коннектор и обеспечивает соединения для устройств, которые увлажняют, доставляют лекарственные средства и осуществляют мониторинг концентрации газа или давления внутри дыхательного контура; некоторые модели могут содержать встроенные нагревательные элементы, питаемые подключенным увлажнителем, предназначенные для нагрева дыхательных газов перед тем, как они попадают в дыхательные пути пациента. Это изделие для одноразового использования. |
Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования |
Внутренний диаметр дыхательной трубки, мм: не менее 21 не более 25. Длина дыхательной трубки, см: не менее 100 не более 700. Комплектация: 1) Удлинители; 2) Клапан сброса давления; 3) Влагосборник; 4) Соединители: переходники и адаптеры и коннекторы. Тип контура: реверсивный. Тип подключения: инвазивный. Совместимость с аппаратом искусственной вентиляции лёгких Puritan Bennet 560, используемым Заказчиком (обоснование: для исправного функционирования аппарата искусственной вентиляции). |
штука |
10 |
3. |
32.50.13.190 |
Фильтр бактериальный для медицинских газов, стерильный, одноразового использования |
Назначение: для аппаратов искусственной вентиляции легких. Стерильный. Возрастная категория пациентов: взрослый** Порт для взятия проб газа с коннектором Луер и защитной крышкой: наличие. Тип фильтрации: электростатическая. Материал изготовления корпуса фильтра и крышки порта для отбора проб: полипропилен. Материал изготовления мембраны фильтра: нетканое полотно из смеси акриловых и полипропиленовых волокон. Эффективность бактериальной фильтрации, %: не менее 99,99*. Эффективность антивирусной фильтрации, %: не менее 99,99*. Диаметр мембраны фильтра включает диапазон, мм: от 54,15 до 59,85. Вес изделия, г: не более 30. Минимальный дыхательный объем включает диапазон, мл: от 195 до 225. Время фильтрации, ч: не менее 24*. Падение давления при расходе воздушного потока 30 л/мин включает диапазон, кПа: от 0,4 до 0,8. Падение давления при расходе воздушного потока 60 л/мин включает диапазон, кПа: от 1,2 до 1,6. Соединение в месте порта с линией мониторинга выдерживает нагрузку, Н: не менее 50. Индивидуальная упаковка. |
штука |
4000 |
Заявитель считает, что показатели товара, используемые Заказчиком при описании объекта закупки, отсутствуют в эксплуатационной или технической документации на закупаемый товар и необоснованно применены Заказчиком.
На заседании Комиссии, проводимой 28.05.2021 в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf", представителем Заказчика не были представлены пояснения по доводу жалобы Заявителя.
С целью полного и всестороннего рассмотрения довода жалобы Заявителя Заместителем председателя Комиссии был объявлен перерыв до 17 часов 00 минут 31.05.2021; Заказчику необходимо представить пояснения в части использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, отсутствующих в эксплуатационной или технической документации закупаемого товара, а также отличных от показателей, требований, условных обозначений и терминологии, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Письмом (исх. N 65/ГЗ от 31.05.2021, вх. N 3946 от 31.05.2021) Заказчиком предоставлены письменные пояснения следующего содержания: "У Заказчика отсутствует эксплуатационная или техническая документаций на товар. Таким образом, предоставить документальное подтверждение обоснованности установления таких характеристик в отношении "фильтра бактериального для медицинских газов, стерильного, одноразового использования" как: "Диаметр мембраны фильтра включает диапазон, мм: от 54,15 до 59,85", "Минимальный дыхательный объем включает диапазон, мл: от 195 до 225", "Соединение в месте порта с линией мониторинга выдерживает нагрузку, Ц: не менее 50" - не представляется возможным. В случае признания жалобы ООО "Медтехника" обоснованной, Заказчиком будут внесены соответствующие изменения в описание объекта закупки".
В связи с вышеизложенным, учитывая письменные пояснения Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика при описании объекта закупки, выразившиеся в не включении в Аукционную документацию обоснования необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не используемых установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей, требований, условных обозначений и терминологии, нарушают пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия делает вывод об обоснованности довода жалобы Заявителя.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медтехника" обоснованной.
2. Признать заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - государственному бюджетному учреждению здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница", комиссии Заказчика, оператору электронной торговой площадки - РТС-Тендер (в части имеющихся полномочий) предписание для устранения допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
И.С. Болтенко |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
О.И. Филатов
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 3 июня 2021 г. N 49-кс/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021