Резолютивная часть оглашена
31.05.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Приоритет Тольятти" на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту закупки: Текущий ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района (извещение N 0342300000421000043, начальная (максимальная) цена контракта - 8 097 865,55 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Приоритет Тольятти" на положения конкурсной документации при открытого конкурса.
Согласно доводам жалобы:
1. Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам, подлежащим оценке, по нестоимостным критериям.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1) Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В силу части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Как следует из Письма ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" (далее - Письмо ФАС России) в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона N 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) стоимостные критерии оценки, в том числе цена контракта;
б) нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки).
Конкурсной документацией установлено, что для оценки показателя "Качество работ, качество услуг" оцениваются:
Наименование показателя |
Описание |
|
Качество работ, качество услуг |
Описание методологии выполнения работ (оказания услуг), технологий, детализации положений Технического задания настоящей конкурсной документации, описание организационно-технологических предложений по выполнению работ и предложений по инновационным техническим решениям, которые не ведут к удорожанию стоимости работ, услуг
Методология выполнения работ по объекту закупки включает: - предложение по организации сбора и актуализации данных путем обследования объекта закупки; - описание используемого инструментария (в качестве инструментария может быть компьютерное и иное оборудование, программное обеспечение и др.); - предложения по использованию НДТ (наилучших доступных технологий). - описание технологии выполнения работ(тех карты), контроля качества выполнения работ по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 2 к техническому заданию; - описание мероприятий по организации входного контроля качества по каждому из применяемых строительных материалов(исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 3 к конкурсной документации), в том числе, наличие форм приказов о назначении ответственных за обеспечение качества выполняемых работ и используемых материалов. - предложения по порядку согласования документации с инженерными службами, гарантирующими организациями, органами местного самоуправления, иными службами, а также устранению замечаний, учету предложений указанных организаций. |
При отсутствии информации по данному показателю и/или наличие несоответствий в описаниях и предложениях в соответствии с видами и объемами работ, предусмотренных в Приложении N 2 к ТЗ, требованиями нормативно-технических документов, перечисленных в ТЗ, и/или предоставления недостоверной информации |
Заявка содержит одну из перечисленных информаций : - предложение по организации сбора и актуализации данных путем обследования объекта закупки; - описание используемого инструментария (в качестве инструментария может быть компьютерное и иное оборудование, программное обеспечение и др.); - предложения по использованию НДТ (наилучших доступных технологий). При этом отсутствует информации по следующим позициям: - описание технологии выполнения работ(тех карты), контроля качества выполнения работ по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 2 к техническому заданию; - описание мероприятий по организации входного контроля качества применяемых строительных материалов (исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 3 к конкурсной документации), в том числе, наличие форм приказов о назначении ответственных за обеспечение качества выполняемых работ. - предложения по порядку согласования документации с инженерными службами, гарантирующими организациями, органами местного самоуправления, иными службами, а также устранению замечаний, учету предложений указанных организаций. | ||
Заявка содержит перечисленную информацию: - предложение по организации сбора и актуализации данных путем обследования объекта закупки; - описание используемого инструментария (в качестве инструментария может быть компьютерное и иное оборудование, программное обеспечение и др.); - предложения по использованию НДТ (наилучших доступных технологий). Прим этом, отсутствует информации по следующим позициям: - описание технологии выполнения работ(тех карты), контроля качества выполнения работ по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 2 к техническому заданию; - описание мероприятий по организации входного контроля качества применяемых строительных материалов (исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 3 к конкурсной документации), в том числе, наличие форм приказов о назначении ответственных за обеспечение качества выполняемых работ. - предложения по порядку согласования документации с инженерными службами, гарантирующими организациями, органами местного самоуправления, иными службами, а также устранению замечаний, учету предложений указанных организаций. | ||
Заявка содержит перечисленную информацию: - предложение по организации сбора и актуализации данных путем обследования объекта закупки; - описание используемого инструментария (в качестве инструментария может быть компьютерное и иное оборудование, программное обеспечение и др.); - предложения по использованию НДТ (наилучших доступных технологий). - описание технологии выполнения работ(тех. карты), контроля качества выполнения работ не по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 2 к техническому заданию; - описание мероприятий по организации входного контроля качества по каждому из применяемых строительных материалов, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 3 к конкурсной документации, в том числе, наличие форм приказов о назначении ответственных за обеспечение качества выполняемых работ. - предложения по порядку согласования документации с инженерными службами, гарантирующими организациями, органами местного самоуправления, иными службами, а также устранению замечаний, учету предложений указанных организаций. | ||
Заявка содержит перечисленную информацию: - предложение по организации сбора и актуализации данных путем обследования объекта закупки; - описание используемого инструментария (в качестве инструментария может быть компьютерное и иное оборудование, программное обеспечение и др.); - предложения по использованию НДТ (наилучших доступных технологий). - описание технологии выполнения работ(тех карты), контроля качества выполнения работ по каждому виду работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 2 к техническому заданию; - описание мероприятий по организации входного контроля качества по каждому из применяемых строительных материалов при выполнении работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N 3 к конкурсной документации, в том числе наличие форм приказов о назначении ответственных за обеспечение качества выполняемых работ и используемых материалов. - предложения по порядку согласования документации с инженерными службами, гарантирующими организациями, органами местного самоуправления, иными службами, а также устранению замечаний, учету предложений указанных организаций. |
Оценка производится с использованием шкалы оценки, указанной в Таблице, (при этом максимальная оценка в баллах по показателю составляет 100 баллов).
Согласно порядку рассмотрения заявок конкурсной документации участник закупки предоставляет информацию по показателю "Качество работ" в произвольной форме - в виде текстового, табличного, графического или иного материала. Предоставленная информация должна соответствовать требованиям настоящей конкурсной документации. Технологические карты должны быть выполнены в соответствии с действующими нормативными документами в сфере строительства и Методическими рекомендациями по разработке и оформлению технологической карты МДС 12-29.2006, с учетом сметной документации и содержать следующие разделы: область применения; общие положения; организация и технология выполнения работ; требования к качеству работ; потребность в материально-технических ресурсах; техника безопасности и охрана труда. Входной контроль материалов и оборудования: под мероприятиями по проведению входного контроля материалов и оборудования для целей конкурсной документации понимается описание участником конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией, мероприятий по проведению входного контроля подрядчиком, выполняющим работы, соответствия показателей качества строительных материалов и оборудования, предусмотренных конкурсной документацией, для выполнения работ требованиям технических регламентов, стандартов, сметной документации и (или) условиям контракта между заказчиком и подрядчиком. Описание входного контроля материалов и оборудования должно соответствовать ГОСТ 24297-2013.
В соответствии с техническим заданием аукционной документации выполняемая работа по своему качеству должна соответствовать требованиям: соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования, установленных для данного типа (вида) работ в Российской Федерации на момент подписания Сторонами Акта приемки выполненных работ по Контракту, а также:
Градостроительным кодексом РФ,
Федеральным законом "О техническом регулировании" N184 - ФЗ от 27.12.2002 г.
Федеральным законом от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности"
Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения"
Федеральным законом от 22.07.2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"
в соответствии с действующими стандартами, нормами и правилами, в том числе:
- СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004
- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования"
- СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство"
- СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- ГОСТ Р 56828.24-2017 Наилучшие доступные технологии. Энергосбережение. Руководство по применению наилучших доступных технологий для повышения энергоэффективности
Все вышеперечисленные нормативные документы содержат общие требования и не содержат описания технологии выполнения работ по предмету закупки и других необходимых для Заказчика сведений и показателей, позволяющие определить лучшие условия исполнения контракта, а именно организация и технология выполнения работ; требования к качеству работ, выбору технологии (состава и последовательности технологических процессов) строительного производства, по определению состава и количества строительных машин и оборудования, технологической оснастки, инструмента и приспособлений, предложение по организации сбора и актуализации данных путем обследования объекта закупки, описание используемого инструментария, предложения по порядку согласования документации с инженерными службами, гарантирующими организациями, органами местного самоуправления, иными службами.
Уполномоченный орган пояснил, что наличие в заявке указаний и ссылок на нормативную документацию является недостаточным для выявления победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
В связи с этим, в нестоимостных критериях Заказчиком для оценки предложений предусмотрено, в том числе, описание технологии выполнения работ, а именно Технологические карты.
Наличие Технологической карты, их содержание и привязка к конкретному объекту, позволяет выявить победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление для оценки по показателям критериев документов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить основанием для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данные документы или нет.
Вышеуказанный порядок оценки заявок исключает субъективность (так как четко определяет за представление какой информации, какое количество баллов начисляется) и способствует определению лучшего условия исполнения контракта, поскольку определяет перечень показателей, позволяющих объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий исполнения контракта.
2) Из пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе следует, что критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 25 Раздела III Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Согласно конкурсной документации в целях оценки заявок заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
Номер критерия оценки заявок |
Наименование критерия оценки заявок / Наименование показателя |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости критерия |
1. |
Цена контракта |
60% |
0,60 |
2. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
40% |
0,40 |
|
ИТОГО |
100% |
1,0 |
В конкурсной документации установлены следующие нестоимостные критерии и показатели:
п/н показателя |
Показатели оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" |
Коэффициент значимости показателя (КЗ), целые |
1. |
Качество работ, качество услуг |
0,3 |
2. |
Качество товаров |
0,7 |
Показатель N 1: Качество работ, качество услуг.
Значимость показателя - 5%.
Коэффициент значимости показателя - 0,05.
Показатель N 2: Качество товаров.
Значимость показателя - 95%.
Коэффициент значимости показателя - 0,95.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчик установил избыточные требования к характеристикам, подлежащим оценке, по нестоимостным критериям. А именно, в рамках подкритерия "Качество товаров" предметом оценки являются улучшенные характеристики товаров (материалов), используемых при выполнении работ, оказании услуг по данной закупке, требования к которым установлены Заказчиком в приложении N 3 к конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявитель в обоснование своих доводов указывает на товары, которые применяются при выполнении работ, а, следовательно, у участников закупки отсутствует обязанность по предоставлению конкретных показателей в отношении данных товаров в составе первой части заявки.
В соответствии с конкурсной документацией предоставление для оценки по показателям критериев документов не является обязательным условием для участия в конкурсе, не может служить для отклонения заявки участника, а служит лишь одним из критериев оценки победителя конкурса, поскольку к участию в закупке и оценке заявок может быть допущено любое лицо независимо от того, имеет оно данные документы или нет.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, не представлено.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Приоритет Тольятти" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 июня 2021 г. N 464-14810-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021