Резолютивная часть оглашена
01.06.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "НТЦ Синергия" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку системы рентгеновской ангиографической стационарной, цифровой (извещение N 0142200001321010912, начальная (максимальная) цена контракта - 63 077 530,00 рублей),
в присутствие представителей
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "НТЦ Синергия" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на поставку системы рентгеновской ангиографической стационарной, цифровой (извещение N 0142200001321010912, начальная (максимальная) цена контракта - 63 077 530,00 рублей),
Согласно доводам жалобы ООО "НТЦ Синергия" следует:
- В описании объекта закупки аукционной документации Заказчик необоснованно установил отдельные значения показателей технических параметров.
- В п.6 информационной карты установлена связь с 11 позицией плана-графика.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку действий Заказчика, отменить протоколы, выдать предписание об устранении нарушений при проведении закупки, привлечь виновных лиц к установленной законом ответственности.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражали, просили в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В целях реализации государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2021 годы, в рамках мероприятия национального проекта "Здравоохранения" "Борьба с онкологическими заболеваниями" на основании письма Министерства здравоохранения Самарской области от 26.01.2021 г. NМЗ/180 20.05.2021 в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0142200001321010912 на поставку системы рентгеновской ангиографической стационарной, цифровой.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.05.2021 "0142200001321010912-1 не подано.
Заявитель в своей жалобе указывает, что в описании объекта закупки аукционной документации Заказчик необоснованно установил отдельные значения показателей технических параметров.
Приложением N 3 проекта контракта "Отгрузочная разнарядка (план распределения)" установлено, что получателем медицинского оборудования выступает Самарский областной клинический онкологический диспансер (ГБУЗ СОКОД).
Технические требования к закупаемому медицинскому оборудованию согласованы с главным внештатным специалистом по рентгенэндоваскулярной диагностике и лечению министерства здравоохранения Самарской области и главным врачом ГБУЗ СОКОД, как получателем оборудования, использующим его при осуществлении медицинской деятельности.
Так, письмом от 19.04.2021 N 02-01-06/2068 "О согласовании технических характеристик" ГБУЗ СОКОД сообщил, что обязательным требованиям к закупаемому оборудованию является наличие специального пакета программ для проведения пункционных вмешательств под ангиографическим контролем. Согласно замечаниям главного внештатного специалиста по рентгенэндо-васкулярным диагностике и лечению Кислухина Т.В., отсутствие данного пакета программ не позволит проводить пункционные вмешательства при опухолях различных органов, планирование проведения абляции, поиск питающих сосудов опухоли при проведении эмболизации под ангиографическим контролем.
28.04.2021 ГБУЗ СОКОД направлены требования к пакету программ для проведения пункционных вмешательств под ангиографическим контролем (исх. N 02-01-06/2394).
Специфика ГБУЗ СОКОД как медицинского учреждения, а также специфика использования системы рентгеновской ангиографической при проведении медицинских вмешательств отражена в письме лечебного учреждения ГБУЗ СОКОД от 11.05.2021 исх. N 02-01-06/2471 "Об использовании ангиографа", согласно которому:
"Основными процедурами, выполняемыми в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗ СОКОД, являются методики пункционной биопсии под рентгеноконтролем, абляции и химиоэмболизации.
Пакет программ для проведения пункционных вмешательств под ангиографическим контролем представляет собой комплексное решение для планирования процедур биопсии, абляции и эмболизации. Этот пакет поддерживает одновременное лечение нескольких поражений с использованием усовершенствованных методов контроля проведения устройства в режиме реального времени.
Программное обеспечение для планирования траектории иглы при биопсии обеспечивает инструменты для планирования и визуального контроля траектории иглы в режиме реального времени. Его основными преимуществами являются: отображает движение иглы в режиме реального времени для дополнительного контроля продвижения, требует меньшей дозы облучения, чем при обычной КТ, может значительно сократить длительность процедуры по сравнению с длительностью процедур обычных интервенционных КТ-исследований.
Программное обеспечение для планирования онкологических абляционных процедур поддерживает все методы чрескожной абляции (ВЧ, микроволновое излучение и крио-абляция), отображая изотерму выбранной абляционной иглы. Позволяет визуализировать множество игл, путем ввода их тепловых характеристик, и оценивать сочетанное действие на зону абляции.
При выполнении процедур эмболизации печени программное обеспечение для планирования и навигации при онкоэмболизации обеспечивает автоматическое определение питающих артерий, что значительно повышает точность их обнаружения и позволяет добиться максимальной эффективности при проведении процедур трансартериальной эмболизации. Данная опция помогает врачам с уверенностью проводить эмболизацию в три этапа в ходе рабочего процесса. На первом этапе выполняется определение и сегментация множественных поражений. На втором этапе выполняется автоматическое определение сосудов, которые питают поражения, разделенные на сегменты. На последнем этапе выполняется наложение и совмещение объемного 3D-изображения (3Dсхема сосудов) на полученные в режиме реального времени рентгеноскопические изображения, что обеспечивает точную навигацию устройства/катетера для достижения каждого питающего сосуда по отдельности в ходе селективной или суперселективной эмболизации.
Ежегодно в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения выполняется до 190 процедур эмболизации печени, 76 процедур чрескожной абляции, 142 процедур биопсии легкого.
В целях своевременного и качественного оказания медицинской помощи пациентам в соответствии с клиническими рекомендациями, стандартами и порядками медицинской помощи в сроки установленные территориальной программой необходимо приобретение ангиографа, имеющего в составе указанный выше пакет программного обеспечения".
Таким образом, технические требования к закупаемому оборудованию разработаны с учетом потребности получателя медицинского оборудования ГБУЗ СОКОД, оказывающего специализированную медицинскую помощь и специфики осуществляемой деятельности, имеют клиническую значимость, объективно отражают потребность при осуществлении медицинской деятельности на высоком профессиональном уровне. При этом исключение/изменение либо добавление каких-либо параметров, приведет к ухудшению потребительских свойств товара.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) установлено, что одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки, которые должны соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Само по себе отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта возможности поставить необходимый заказчику товар, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников.
В ответ на запросы, формируемые для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в Учреждение поступило 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о возможности как минимум 3 хозяйствующих субъектов поставить товары, предусмотренные аукционной документацией.
Объектом закупки является поставка товара, а не его производство. Заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения медицинского оборудования, соответствующего требованиям аукционной документации, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации положения, создали преимущество отдельным участникам перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
В следующем доводе жалобы Заявитель указал, что в п.6 информационной карты установлена связь с 11 позицией плана-графика, что является нарушением.
Порядок формирования идентификационного кода закупки утвержден Приказом Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" (далее - Приказ N 55н).
В соответствии с п. 5. Приказа N 55н структура и состав идентификационного кода закупки (далее - ИКЗ) представляют собой 36-значный цифровой код, в котором, в том числе:
- 23 - 26 разряды - номер закупки, включенной в сформированный (утвержденный) заказчиком на очередной финансовый год и плановый период план-график закупок (далее - план-график) (уникальные значения от 0001 до 9999 присваиваются в пределах года, в котором планируется размещение извещения (извещений) об осуществлении закупки, направление приглашения (приглашений) принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- 27 - 29 разряды - порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки (уникальные значения от 001 до 999 присваиваются в пределах порядкового номера закупки в плане-графике).
Согласно п. 1. информационной карты электронного аукциона N 0142200001321010912, а также извещения о проведении электронного аукциона, идентификационный код указанной закупки - 212631819736763180100100170110000244.
Как видно из представленного ИКЗ, в 23 - 26 разрядах установлено числовое значение "0017", что свидетельствует о том, что ИКЗ связан с 17 позицией плана графика Заказчика, что полностью соответствует аукционной документации.
Также, из ИКЗ 212631819736763180100100170110000244 видно, что в разрядах 27-29 установлено числовое значение "011". Как указывалось ранее, 27 - 29 разряды, это порядковый номер закупки, сформированный в пределах номера, указанного в 23 - 26 разрядах идентификационного кода закупки.
Таким образом, числовое значение "011" в п. 6 информационной карты свидетельствует о порядковом номере закупки, сформированного автоматически в пределах 17 позиции плана графика Заказчика, а не о связи с 11 позицией плана графика Заказчика.
Запросов на разъяснения документации относительно доводов ООО "НТЦ Синергия" Заказчику не поступало. Жалоб на данную закупку от иных участников не поступало. Законные права и интересы Заявителя нарушены не были, так как, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.05.2021 N0142200001321010912-1 не подано.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НТЦ Синергия" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 июня 2021 г. N 477-8869-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021