Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЕСКО" (далее - Заявитель) на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку специализированного продукта диетического лечебного питания (НУТРИЗОН) (изв. N 0156200009921000293),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009921000293 Уполномоченным органом в интересах Заказчика проводился электронный аукцион на поставку специализированного продукта диетического лечебного питания (НУТРИЗОН).
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта" (п. 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации) (далее - Техническое задание, ТЗ).
Согласно ТЗ Заказчику требуется Смесь энтеральная сухая, Нутризон Эдванст Нутридринк.
Заявитель утверждает, что указанный Заказчиком состав показателей смеси не связан с терапевтической эффективностью и не обусловлен спецификой назначения закупаемой продукции.
При этом Заявитель указывает, что в Перечне продуктов специализированного лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год, утвержденном Распоряжением Правительства РФ N 3242 от 7 декабря 2020 года присутствует эквивалентный продукт - Нутриэн Стандарт сухая смесь, производитель "Инфаприм", Россия.
Согласно ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ к основным принципам охраны здоровья относятся гарантия прав граждан в сфере охраны здоровья и приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
В соответствии Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 20.01.2021 N 10-п гражданин имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в рамках Перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 3242-р.
Перечень содержит исчерпывающий перечень наименований специализированных продуктов лечебного питания. "Нутризон эдванст Нутридринк" входит в вышеуказанный Перечень.
Учитывая, что "Нутризон эдванст Нутридринк" является специализированным продуктом лечебного питания и не является лекарственным препаратом (отсутствует международное непатентованное наименование), определить взаимозаменяемость с другими специализированными продуктами лечебного питания не представляется возможным. В соответствии со ст. 27.1 Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" определение взаимозаменяемости осуществляется исключительно в отношении лекарственных препаратов для медицинского применения и определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, в рамках одного международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования на основе заключения комиссии экспертов экспертного учреждения о взаимозаменяемости лекарственного препарата для медицинского применения либо о том, что лекарственный препарат для медицинского применения не является взаимозаменяемым.
Закупка осуществляется в соответствии с персонифицированными заявками медицинских организаций, составленных на основании назначений лечащих врачей, а также персонифицированной заявкой главного детского пульмонолога Министерства.
Указанные персонифицированные заявки представлены в распоряжение Комиссии, без персональных данных пациентов.
Полномочия лечащего врача по назначению лечения, в том числе по назначению специализированных продуктов лечебного питания, закреплены п. 2 ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента). Назначение пациентам определенных специализированных продуктов лечебного питания с характеристиками, указанными в документации, подтверждается персонифицированными заявками медицинских организаций на каждого пациента.
Кроме того, взаимозаменяемые товары, согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", это товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
Из таблицы, представленной подателем жалобы видно, что составы Нутриэн Стандарт и Нутризон Эдванст Нутридринк отличаются, так например натрия в лечебном питании Нутриэн Стандарт 350, в Нутризон Эдванст Нутридринк 467, хрома в лечебном питании Нутриэн Стандарт 10, в Нутризон Эдванст Нутридринк, 31, и т. д., соответственно между представленным лечебным питанием имеются качественные отличия.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о правомерности действий Заказчика, Уполномоченного органа при описании объекта закупки в аукционной документации по рассматриваемой закупке. Нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа Комиссией не усмотрено.
Комиссия также отмечает, что указанная Заявителем как эквивалентная смесь "Нутриэн Стандарт" также приобретается Заказчиком, согласно имеющейся потребности и исходя из назначений лечащих врачей (извещение N 0156200000521000076).
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЕСКО" на действия Министерства здравоохранения Пермского края (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку специализированного продукта диетического лечебного питания (НУТРИЗОН) (изв. N 0156200009921000293) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 мая 2020 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021