Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" (далее - Заявитель) на действия ФГКОУ "Пермское президентское кадетское училище имени героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт объекта капитального строительства в сфере образования (изв. N 1056200000321000007),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 1056200000321000007 Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт объекта капитального строительства в сфере образования.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.05.2021 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 18 992 510,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 31.05.2021 г.
Заявитель полагает, что в информационной карте аукционной документации и извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены противоречивые требования о соответствии участника требованиям Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), проект контракта не соответствует требованиям Закона о закупках.
Согласно ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе должна содержать информацию указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2 ст.31 Закона о закупках, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие требования установлены Постановлением N99.
Объектом закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования.
В соответствии с п.2.4 Постановления N99 к участникам закупки, объектом которой является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Данное требование установлено Заказчиком в п.17 информационной карты аукционной документации.
Помимо этого в информационной карте установлен перечень документов, соответствующий требованиям п.2.4 Постановления N99, которые подтверждают наличие опыта у участника закупки и которые должны быть предоставлены участником закупки.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено требование в соответствии с п. 2 приложения N 1 ПП РФ N 99, а именно: "Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей".
А также о соответствии участника требованиям п.2.4 Постановления N99.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, требование в соответствии с п.2 Постановления N99 установлено в извещении по причине технической ошибки.
Исходя из совокупности изложенного, Заказчиком нарушены требования п.6 ч.5 ст.63 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Комиссия отмечает, что запросов на предоставление разъяснений положений аукционной документации Заявителем или иными потенциальными участниками закупки не направлялось. Доказательств того, что данное противоречие не позволило Заявителю принять участие в оспариваемой закупке не предоставлено.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.27 ст.34 Закона о закупках в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 настоящего Федерального закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В ч.3 ст.30 Закона о закупках установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с извещением о проведении рассматриваемого электронного аукциона, в закупке установлено ограничение в соответствии с ч.3 ст.30 Закона о закупках, закупка проводится среди участников, являющихся субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
В п.29 информационной карты аукционной документации установлено, что размер обеспечения исполнения контракта - 10% от предложенной цены контракта.
К аукционной документации также приложен проект контракта (раздел III). В соответствии с п.3.17 проекта контракта, денежные средства возвращаются в полном объёме либо в части, оставшейся после удовлетворения требований Заказчика, возникших в период действия обеспечения в срок не превышающий тридцать дней с момента подписания Сторонами документов, подтверждающих надлежащее исполнение обязательств по Контракту.
Исходя из совокупности изложенного, учитывая, что Заказчиком продлен срок, обязательный для возврата денежных средств, внесенных участником в качестве обеспечения исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования ч.27 ст.34 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика имеются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монолит" на действия ФГКОУ "Пермское президентское кадетское училище имени героя России Ф. Кузьмина войск национальной гвардии Российской Федерации" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт объекта капитального строительства в сфере образования (изв. N 1056200000321000007) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.6 ч.5 ст.63, ч.27 ст.34 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Комиссии |
А.Н.Белова
|
Члены Комиссии: |
О.В. Лыкова
|
М.Ю. Чугайнова |
Чугайнова М.Ю., 236-03-60
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021