Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии:
Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Клычевой Д.Е. - государственного инспектора отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
от индивидуального предпринимателя Якутовича Игоря Георгиевича - Сергеева С.С., на основании доверенности от 24.05.2021;
от государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Сахалинской области" - Баженовой О.В., на основании доверенности от 11.01.2021 N 1;
в присутствии представителей:
от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" - Пак С.М., на основании доверенности от 12.03.2021; - Бутова А.А., на основании доверенности от 25.05.2021;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Якутовича Игоря Георгиевича (ИНН 503609211046) (далее - заявитель, предприниматель) на положения аукционной документации, утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка расходного материала для артроскопических хирургических вмешательств" (извещение N 0361200015021002343) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения аукционной документации, которая, по его мнению, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) поскольку заказчик необоснованно установил требования к конкретным диаметрам и длинам закупаемых расходных материалов, которые в своей совокупности фактически свидетельствуют о том, что заказчиком закупается товар конкретного производителя.
В этой связи предприниматель прости признать жалобу обоснованной, проверить законность действий заказчика и в случае выявленных нарушений обязать последнего их устранить.
Уведомлением-требованием от 24.05.2021 N 05-2126 рассмотрение жалобы по существу назначено на 26.05.2021 в 11 часов 30 минут.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения во исполнения указанного выше уведомления представили запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения по существу жалобы, согласно которым считают ее необоснованной.
Комиссия, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются в том числе электронные аукционы.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На заседание Комиссии установлено, что заказчиком и уполномоченным учреждением во исполнение приведенных положений Закона о контрактной системе 29.04.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка расходного материала для артроскопических хирургических вмешательств" (извещение N 0361200015021002343), а также аукционная документация, утвержденная заказчиком в части описания объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом в приведенной норме определены случаи, при которых допускается указание на товарный знак без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент", а именно при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела следует, что предметом закупки является приобретение и поставка винта костного ортопедического, рассасывающегося с длиной винта 30 мм и диаметром винта 7 мм в количестве 20 шт., с длиной винта 30 мм и диаметром винта 9 мм в количестве 20 шт., с длиной винта 30 мм и диаметром винта 8 мм в количестве 40 шт., с длиной винта 30 мм и диаметром винта 10 мм в количестве 10 шт. При этом техническим заданием определено, что весь товар должен быть полностью совместим с инструментами для установки фиксаторов, производства DePuy Mitek, имеющими в наличии у заказчика.
Как было указано выше, в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчикам предоставлено право покупать товар с указанием товарного знака при необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В данном случае заказчик воспользовался указанным правом, определив характеристики закупаемого товара в техническом задании, проанализировав которое, Комиссия Сахалинского УФАС России не установила нарушений правил описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку положения названного Закона не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
При этом отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
На основании части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 7 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки подает жалобу в письменной форме.
При этом в соответствии с пунктом 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также - жалоба) должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Несмотря на это, заявителем не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих об обоснованности жалобы, в связи с чем, учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Якутовича Игоря Георгиевича (ИНН 503609211046) на положения аукционной документации, утвержденной государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинская областная клиническая больница" (ИНН 6501025568) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка расходного материала для артроскопических хирургических вмешательств" (извещение N 0361200015021002343) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Н.А. Казанов
Д.Е. Клычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 26 мая 2021 г. N 065/06/106-342/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021