Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Карауловской А.К. - помощника руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
от муниципального казенного учреждения городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" - Сыромятникова Д.О., на основании доверенности от 04.03.2021 N 005/2021;
от администрации города Южно-Сахалинска - Ян Чон Гир, на основании доверенности от 18.12.2020 N Д09-0239;
от общества с ограниченной ответственностью "Трансстрой" -Кириллов К.И., на основании доверенности от 06.08.2020;
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Сахалинского УФАС России от 19.05.2021 N 68 о проведении внеплановой проверки электронного аукциона по объекту: "Выполнение 2-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Комсомольской от пр. Победы до ул. Пуркаева" (извещение N 0161300000121000348), проведя внеплановую проверку вышеуказанного аукциона, установила следующею.
18.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступило обращение Жолобова Ивана Аркадьевича (далее - заявитель), из которого следует, что в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе заказчиком при проведении спорного аукциона проектная документация размещена не в полном объеме. Кроме того, документацией об электронном аукционе предусмотрено, что наименование товарного знака, модели, знака обслуживания, артикула, фирменного наименования, патентов, технических условий на товар, полезных моделей, промышленных образцов, завода-изготовителя, производителя товара, страны происхождения товара по тексту аукционной документации не читать, в связи с чем, невозможно установить потребность заказчика, поскольку отсутствуют характеристики необходимой к установке камеры. Помимо этого, заявитель полагает, что в рамках выполнения работ по результатам спорной закупки произойдет задвоение работ, поскольку в настоящее время на улице Комсомольской производятся строительно-монтажные работы.
Уведомлением-требованием от 19.05.2021 N 05-2076 проведение внеплановой проверки назначено на 21.05.2021 в 12 часов 00 минут.
Представитель заказчика представил на заседание Комиссии письменные и устные пояснения по существу поступившего обращения, согласно которым считает, что в действиях заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе. Представителем администрации также представлены пояснения в рамках полномочий, возложенных на уполномоченный орган при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по спорной закупке, в соответствии с которыми нарушений требований вышеуказанного закона субъектами контроля не допущены.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав, представленные в материалы дела документы и информацию, размещенную на официальной сайте Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ установила следующее.
На основании статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчик, исполнителей) являются, в том числе электронные аукционы.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Материалами дела установлено, что 28.04.2021 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок https://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией города Южно-Сахалинска для нужд заказчика опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по объекту: "Выполнение 2-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Комсомольской от пр. Победы до ул. Пуркаева" (извещение N 0161300000121000348), а также аукционная документация, утвержденная заказчиком.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктами 1-3, 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что в в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Вместе с тем, частью 3 этой же нормы установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Предметом оспариваемой закупки является Выполнение 2-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Комсомольской от пр. Победы до ул. Пуркаева.
Исходя из положений части 1, 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Вместе с тем, частью 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Из вышеуказанных положений, следует, что в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетной системы РФ, Заказчик в праве не разрабатывать проектную документацию в полном объеме, а ограничиться подготовкой раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства".
Комиссия, проанализировав информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок, не установила нарушений Закона о контрактной системе. При этом Комиссией учитывается, что в силу части 12.2 статьи 48 Градостроительного кодекса, для проведения закупки на капитальный ремонт заказчику достаточно разработать только смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Как указано ранее, в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе размещение в составе аукционной документации проектной документации при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства признается соответствующим требованиям вышеуказанной нормы. Вместе с тем, включение проектной документации не освобождает заказчика от необходимости исполнения требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в ее взаимосвязи с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В этой связи, с учетом вышеизложенного заказчиком в составе документации о закупке размещены "Исключающие и дополняющие положения", согласно которым Наличие сведений в аукционной документации, а именно разделе "Техническая часть" о производственных мощностях, технологическом оборудовании, трудовых, финансовых и других ресурсов носит информационный характер и не является требованием к участнику закупки о наличии у него соответствующих ресурсов за исключением случаев, когда такие требования установлены Федеральным законом о контрактной системе. Наименования товарного знака, модели, знака обслуживания, артикула, фирменного наименования, патентов, технических условий на товар, полезных моделей, промышленных образцов, завода - изготовителя, производителя товара, страны происхождения товара по тексту аукционной документации не читать
При таких обстоятельствах, Комиссия не установила в действиях заказчика нарушений положений статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом Комиссией учитывается, что в соответствии с положениями части 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также пункта 18 информационной карты аукционной документации участнику закупки достаточно выразить исключительно согласие в первой части своей заявке.
Рассмотрев третий довод заявителя о необоснованном задвоении работ в рамках капитального ремонта ул. Комсомольской, Комиссия Сахалинского УФАС России установила, что в рамках муниципального контракта от 08.06.2020 N 027-033-20, заключенного по результатам электронного аукциона (извещение N 0161300000120000556) ведутся работы по 1-му этапу строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Комсомольской от пр. Победы до ул. Пуркаева" на участке от пр. Победы до моста через руч. Пригородный (пункт 1.2 муниципального контракта).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.2 проекта муниципального контракта по оспариваемому аукциону Место выполнения работ: РФ, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Комсомольская от моста через руч. Пригородный до ул. Пуркаева (ПК 7+00 - ПК 16+60,87).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное Комиссия Сахалинского УФАС России не установила в действиях заказчика нарушений закона о контрактной системе, в связи с чем, довод заявителя в указанной части признается несостоятельным.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о допущенных нарушениях действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении оспариваемого аукциона не нашли своего подтверждения, в связи с чем, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона по объекту: "Выполнение 2-го этапа строительно-монтажных работ по объекту "Капитальный ремонт ул. Комсомольской от пр. Победы до ул. Пуркаева" (извещение N 0161300000121000348) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: |
К.В. Солонин |
Члены Комиссии: |
Н.А. Казанов |
|
А.К. Карауловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 мая 2021 г. N 065/06/99-338/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021