Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Прохорова Р.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Казанова Н.А. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителя муниципального казенного учреждения городского округа "Город Южно-Сахалинск" "Управление капитального строительства" - Панюковой Ю.С., на основании доверенности от 12.02.2021 N 18/21;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя администрации города Южно-Сахалинска - Коваль О.В., на основании доверенности от 18.12.2020 N Д09-0235;
рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью "Джули" (ИНН 6671106133) (далее - общество, заявитель-1) и общества с ограниченной ответственностью "ВЭП" (ИНН 5614024958) (далее - общество, заявитель-2) на положение конкурсной документации, утвержденной муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975) (далее - заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "выполнение работ по объекту: Реконструкция водозабора в п/р Ново-Александровск" (извещение N 0161300000121000332) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
25.05.2021 и 26.05.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступили жалобы заявителей на положения конкурсной документации, которая, по его мнению, не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку установленные заказчиком критерии и порядок их оценки заявок необоснованно влекут ограничение количества участников открытого конкурса.
Уведомлением-требованием от 27.05.2021 N 05-2196 рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 31.05.2021 в 11 часов 00 минут.
Заявители извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрение жалобы по существу, явкой своих представителя на заседание Комиссии не обеспечили, правом участия в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не воспользовались.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав прпедставителей заказчика и уполномоченного органа, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются в том числе открытые конкурсы в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
На заседание Комиссии установлено, что заказчиком во исполнение приведенных положений Закона о контрактной системе 22.04.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "выполнение работ по объекту: Реконструкция водозабора в п/р Ново-Александровск" (извещение N 0161300000121000332), а также конкурсная документация, утвержденная заказчиком.
На основании пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документации наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии к квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), которые определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее - заявка, предложение).
В соответствии с пунктом 3 вышеуказанных Правил под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из пункта 10 Правил следует, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. (пункт 11 Правил).
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одними из показателей, раскрывающими нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будут являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема и обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Согласно подпункту "а" пункта 27(3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателю учитываются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся, в том объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
В рассматриваемом случае, в документации об открытом конкурсе в качестве одного из критериев оценки заявки был установлен указанный нестоимостной критерий, а именно: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость которого составляет 40%.
Вместе с этим заказчиком в конкурсной документации, установлены показатели, раскрывающий содержание данного критерия, а именно: общая стоимость исполненных контрактов (договоров), а также общее количество исполненных контрактов (договоров).
Оценивается суммарная стоимость представленных копий муниципальных контрактов и (или) государственных контрактов и (или) гражданско-правовых договоров и (или) договоров, предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных за последние три года предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. При этом стоимость каждого из исполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта.
Подтверждением квалификации участника конкурса служит предоставленные в составе заявки
- копия исполненного контракта (контрактов) и (или) договора (договоров);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные Частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копия разрешения (разрешений) на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При оценке заявок будут учитываться только те контракты (договоры) с документами, подтверждающими их исполнение в полном объеме, копии которых предоставлены в составе заявки.
Участник закупки должен предоставить копии контрактов (договоров) со всеми приложениями и дополнительными соглашениями, копии документов, подтверждающих их исполнение в полном объеме, копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности) полностью воспроизводящие информацию подлинника документа в соответствии с пунктом 23 статьи 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст)".
Контракты (договоры) должны быть представлены в составе заявки со всеми приложениями и дополнительными соглашениями. Контракты (договоры) должны быть исполнены в полном объеме в установленный контрактом (договором) срок без применения к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней). В подтверждение исполнения контракта (договора) должны быть приложены копии документа (документов), подтверждающего (-их) факт исполнения контракта (договора) в полном объеме за весь период работы, содержащий (-ие) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона ''О бухгалтерском учете''. Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности, в составе заявки участника закупки должна быть представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Контракты (договоры) не будут учитываться для оценки заявки по показателю в случае, если:
- дата исполнения контракта (договора) не будет соответствовать установленному периоду (3 года), предшествующему дате окончания подачи заявок на участие в закупке,
- и (или) выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) не будут соответствовать работам сопоставимого характера,
- и (или) в составе заявки участника будут отсутствовать какие-либо приложения и дополнительные соглашения к контракту (договору) и (или) копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности), и (или) документ (документы), подтверждающий (-ие) факт исполнения контракта (договора) в полном объеме за весь период работы,
- и (или) контракт (договор) исполнен с применением к участнику закупки неустоек (штрафов, пеней),
- и (или) копии документа (документов), подтверждающего (-их) факт исполнения контракта (договора) за весь период работы, не содержит (-ат) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона ''О бухгалтерском учете'',
- и (или) контракт (договор) не исполнен в срок, установленный контрактом (договором).
В случае наличия противоречий в контракте и документах, подтверждающих его исполнение в полном объеме за весь период работы и (или) разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (представляется в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности) между стоимостью выполненных работ и (или) датами выполненных работ и (или) видами выполненных работ и (или) наименованием выполненных работ и (или) иной информацией, такой контракт (договор) не будет учитываться для расчета показателя.
Комиссия Сахалинского УФАС России проанализировав положения конкурсной документации, не установила в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно частям 7, 9 этой же нормы участник закупки подает жалобу в письменной форме, при этом к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Несмотря на это, заявителями не представлено доказательств, подтверждающие обоснованность доводов, что установленные заказчиком критерии оценки заявок не соответствуют приведенным положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе, а также, что такие критерии ведут к необоснованному ограничению количества участников.
При таких обстоятельства, на основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (ИНН 6671106133) на положение конкурсной документации, утвержденной муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "выполнение работ по объекту: Реконструкция водозабора в п/р Ново-Александровск" (извещение N 0161300000121000332) - необоснованной.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВЭП" (ИНН 5614024958) на положение конкурсной документации, утвержденной муниципальным казенным учреждением городского округа "Город Южно-Сахалинск "Управление капитального строительства" (ИНН 6501238975) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "выполнение работ по объекту: Реконструкция водозабора в п/р Ново-Александровск" (извещение N 0161300000121000332) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии: К.В. Солонин
Члены Комиссии: Р.В. Прохоров
Н.А. Казанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 мая 2021 г. N 065/06/106-353/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021