Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Олимп" (далее - Заявитель) на действия МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ДАГЕСТАНСКИЕ ОГНИ" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН (далее - Уполномоченный орган) открытого конкурса в электронной форме N 0103200008421000979 "Ремонт автомобильных дорог г. Дагестанские Огни" (далее - Конкурс), в присутствии представителя Заявителя Мурадалиевой М.А. (Доверенность от 19.05.2021 N1), в отсутствии представителей иных сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
19.05.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается, что конкурсная документация не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Выслушав представителя Заявителя, исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
26.04.2021 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и конкурсная документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 45 343 000,00 рублей.
1. Заявитель обжалует порядок оценки заявок, установленный в конкурсной документации. В частности, по мнению Заявителя, порядок оценки заявок, согласно которому будет оцениваться опыт выполнения исключительно работ по строительству и/или реконструкции, и/или сносу, и/или капитальному ремонту линейного объекта, ограничивает участников закупки, имеющих опыт выполнения работ по ремонту линейного объекта, а именно по ремонту и содержанию дорог.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В конкурсной документации по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий показатель:
"Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Заказчиком далее указано:
"Для оценки заявок по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" критерия "Квалификация участника закупки" учитываютсягосударственные и (или) муниципальные контракты и (или) иные гражданско-правовые договорана выполнение работ сопоставимого характера, заключенные и надлежаще исполненные участником за последние 5 лет, предшествующий дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Под работами сопоставимого характера в настоящей конкурсной документации понимаются успешно выполненные участником закупки в качестве генподрядчика работы по строительству и/или реконструкции, и/или сносу, и/или капитальному ремонту линейного объекта на сумму не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса, подтвержденные копиями со всеми приложениями и дополнениями к ним и копиями Актов выполненных работ по данным контрактам (договорам)".
Учитывая то обстоятельство, что объектом закупки являются работы по ремонту автомобильных дорого, положение порядка оценки, согласно которому оценивается только опыт выполнения работ по строительству и/или реконструкции, и/или сносу, и/или капитальному ремонту линейного объекта, по мнению Комиссии, может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих опыт выполнения работ по ремонту линейного объекта, а именно по ремонту и содержанию дорог. Следовательно, данное положение порядка оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают требования п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель указывает, что в проекте контракта конкурсной документации не учтены типовые условия, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 февраля 2019 г. N 37 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта" (далее - Типовые условия), в том числе к гарантийным срокам.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.
В соответствии с п. 2.11 Типовых условий Заказчик обязан устанавливать гарантии качества на все конструктивные элементы и работы, выполненные подрядчиком по контракту в соответствии с приложением к настоящим типовым условиям, с учетом требований к гарантийному сроку, указанных в документации о закупке, по результатам которой заключается контракт, и (или) в контракте.
В приложении к Типовым условиям установлены следующие гарантийные сроки:
1. Гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды при строительстве, реконструкции, составляет не менее 8 лет.
2. Гарантийный срок, принимаемый для земляного полотна и слоев основания дорожной одежды при капитальном ремонте и ремонте, составляет не менее 6 лет.
3. Гарантийный срок для обочин или ее частей, укрепленных материалом по типу проезжей части, принимается равным гарантийному сроку покрытия дорожной одежды. В иных случаях гарантийный срок для обочин или ее частей не регламентируется.
4. Гарантийный срок для покрытия из цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожной одежды принимается не менее 8 лет.
5. Гарантийный срок для нижнего слоя покрытия - не менее 5 лет.
6. Гарантийный срок для верхнего слоя покрытия и слоев износа из асфальтобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорожной одежды принимается в зависимости от интенсивности движения, приведенной в таблице 1.
Таблица 1
Прогнозируемая интенсивность движения транспортного потока по полосе движения в физических автомобилях, авт./сут. |
Гарантийные сроки для верхнего слоя покрытия из асфальтобетона, не менее лет |
< 1 000 |
8 |
1 000 - 2 500 |
7 |
2 500 - 5 000 |
6 |
5 000 - 10 000 |
5 |
10 000 - 20 000 |
4 |
> 20 000 |
2 |
7. Гарантийные сроки для поверхностных обработок, а также для защитных слоев и слоев износа из литых эмульсионно-минеральных смесей представлены в таблице 2.
Таблица 2
Конструктивный элемент |
Гарантийные сроки, лет, в зависимости от прогнозируемой интенсивности движения транспортного потока по полосе движения в физических автомобилях, авт./сут. |
|
< 2 500 |
> 2 500 |
|
Однослойная поверхностная обработка с однократным распределением щебня |
1,5 |
1 |
Однослойная поверхностная обработка с двойной россыпью щебня |
2 |
1 |
Двухслойная поверхностная обработка |
2 |
1 |
Слои износа и защитные слои |
2 |
1 |
8. Гарантийные сроки на дорожные знаки принимаются:
1) для знаков без применения световозвращающих материалов - не менее 2 лет;
2) для световозвращающих материалов I класса - не менее 5 лет;
3) для световозвращающих материалов II и III классов - не менее 10 лет;
4) для знаков с применением световозвращающего материала I класса - не менее 5 лет;
5) для знаков с применением световозвращающего материала II и III класса - не менее 10 лет.
9. Гарантийные сроки на дорожную разметку принимаются не менее чем функциональная долговечность разметки:
1) функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения 1,5 мм и более, штучными формами и полимерными лентами, - не менее года;
2) функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной термопластиками, холодными пластиками с толщиной нанесения менее 1,5 мм, - не менее шести месяцев;
3) функциональная долговечность постоянной горизонтальной разметки, выполненной красками (эмалями), - не менее трех месяцев;
4) функциональная долговечность временной горизонтальной разметки - до окончания событий, потребовавших ее нанесение.
10. Гарантийный срок на барьерное ограждение (металлическое, железобетонное) принимается не менее 5 лет.
11. Гарантийный срок на сигнальные столбики принимается не менее 2 лет.
12. Гарантийные сроки на искусственные сооружения представлены в таблице 3.
Таблица 3
Искусственные сооружения: | |
Мосты, путепроводы, тоннели, эстакады |
не менее 8 лет |
Водопропускные трубы |
не менее 6 лет |
Регуляционные сооружения (тип сооружения) |
не менее 6 лет |
Как установлено Комиссией, в п. 7.2 проекта контракта Заказчиком установлены следующие требования к гарантийному сроку:
"Гарантийный срок эксплуатации составляет 36 месяцев от даты подписания сторонами Акта о приемке выполненных Работ (форма КС-2)".
Таким образом, установленный Заказчиком гарантийный срок не соответствует Типовым условиям, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе и обоснованности жалобы Заявителя.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 и ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
В.А. Агамирзаев
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 26 мая 2021 г. N 005/06/106-1147/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021