Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководителя Дагестанского УФАС России;
Членов Комиссии:
Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Агамирзаева В.А. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "ПротСнаб" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "Буйнакская центральная районная больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0303300003421000014 "поставка смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания" (далее - Аукцион), в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
25.05.2021 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация о закупке не соответствует Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
18.05.2021 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 991 313,78 рублей.
Заявитель указывает, что описание объекта закупки не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федеральный закон от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
ГБУ РД "Буйнакская центральная районная больница" является медицинской организацией, которая обязана в своей деятельности руководствоваться Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) и нормативными правовыми актами Минздрава России.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 19 Закона об охране здоровья граждан пациент имеет право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях.
Статьей 39 Закона об охране здоровья граждан установлено, что лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке (часть 2); специализированными продуктами лечебного питания являются пищевые продукты с установленным химическим составом, энергетической ценностью и физическими свойствами, доказанным лечебным эффектом, которые оказывают специфическое влияние на восстановление нарушенных или утраченных в результате заболевания функций организма, профилактику этих нарушений, а также на повышение адаптивных возможностей организма (часть 3); нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4).
Приказом Минздрава России от 05.08.2003 N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации" (далее приказ Минздрава России N330) утверждена "Инструкция по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях" (далее - Инструкция по организации лечебного питания).
Согласно Инструкции по организации лечебного питания с целью оптимизации лечебного питания, совершенствования организации и улучшения управления его качеством в лечебно-профилактических учреждениях вводится новая номенклатура диет (система стандартных диет), отличающихся по содержанию основных пищевых веществ и энергетической ценности, технологии приготовления пищи и среднесуточному набору продуктов.
Таблицей 1а данной Инструкции, согласно ее наименованию, регулируется соотношение натуральных продуктов питания и специализированных продуктов питания в суточном рационе больного, которое устанавливается посредством закрепления в данной таблице тех объемов нутриентов, связанных с химическим составом и калорийностью - объемов белков, жиров, углеводов и энергетической ценности, которые могут обеспечиваться каждым из этих двух видов продуктов в конкретном рационе пациента.
В таблице 7 Инструкции по организации лечебного питания, озаглавленной как "Замена продуктов по белкам и углеводам", установлена возможность замены в рамках утвержденных в ней норм питания молока, мяса (говядины), рыбы, творога, яйца на смесь белковую композитную сухую с указанием количества заменяемых продуктов и заменяющей их смеси белковой композитной сухой.
Из расчета по таблице 7 Инструкции по организации лечебного питания следует, что медицинские организации должны использовать при организации питания пациентов, находящихся у них на стационарном лечении, смесь белковую композитную сухую с содержанием в 100 г сухой смеси: белка - 40 г., жиров -20 г., углеводов -30 г.:
1) Заменой 100 г. молока является 7 г. смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 2,8 г, жиров - 1,4 г, углеводов -2,1 г.
Соответственно в 100 г. смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (2,8 х100/7=40); жиров - 20,0 г (1,4х100/7=20); углеводов - 30,0 г (2,1х100/7=30).
2) Заменой 100 г. говядины 1 к. является 45 г. смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 18,0 г., жиров - 9,0 г., углеводов - 13,68 г.
Соответственно в 100 г. смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (18,0 х100/45=40), жиров - 20,0 г (9,0х100/45=20), углеводов - 30,0 г (13,68х100/45=30).
3) Заменой 100 г рыбы является 40 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 16,0 г, жиров - 8,0 г, углеводов - 12,2 г.
Соответственно в 100 г смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (16,0 х100/40=40), жиров - 20,0 г (8,0х100/40=20), углеводов - 30,0 г. (12,2х100/40=30).
4) Заменой 100 г. творога является 45 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси: белка - 18,0 г, жиров - 9,0 г, углеводов - 13,68 г.,
Соответственно в 100 г смеси белковой композитной сухой должно содержаться: белка - 40,0 г (18,0 х100/45=40), жиров - 20,0 г (9,0х100/45=20), углеводов - 30,0 г (13,68х100/45=30).
5) заменой 40 г яйца является 12,7 г смеси белковой композитной сухой с содержанием в этом количестве сухой смеси белка - 5,08 г, жиров - 2,5 г, углеводов -3,8.
Обоснованность приведенного выше расчета пищевой ценности (химического состава) смеси белковой композитной сухой, которая должна применяться медицинскими организациями в соответствии с приказом Минздрава России N330, подтверждается письмом Минздрава России от 17.12.2013 г. N24-4-2103820, согласно которому в соответствии с данным приказом и приказом Минздрава России N395н смеси белковые композитные сухие, используемые медицинскими организациями в качестве компонента приготовления готовых блюд диетического лечебного и диетического профилактического питания, должны содержать 40% белка, 20% жиров и 30% углеводов на 100 г.
Приказом Минздрава России от 21.06.2013 N 395н "Об утверждении норм лечебного питания" (далее - приказ Минздрава N395-н) установлен перечень продуктов лечебного питания, включающий, в том числе смеси белковый композитные сухие, с указанием количества каждого продукта лечебного питания в граммах на одного человека в сутки.
Из содержания Инструкции по организации лечебного питания, утвержденной приказом Минздрава России N330, и приказа Минздрава N395-н, что данными нормативными правовыми актами Минздрава России установлены стандарты лечебного питания в медицинских организациях, предусматривающие использование в лечебном питании, помимо натуральных пищевых продуктов также смесей белковых композитных сухих с определенным химическим составом (пищевой ценностью): белок - 40 г., жиры -20 г., углеводы -30 г. в 100 г сухой смеси.
При этом, поскольку приказы Минздрава России обязательны для применения медицинскими организациями, то потребности в смесях белковых композитных сухих и требования к ним определяются медицинскими организациями не произвольно, а в строгом соответствии с приказами Минздрава России N330 и N395-н.
"ГОСТ 33933-2016. Межгосударственный стандарт. Продукты диетического лечебного и диетического профилактического питания. Смеси белковые композитные сухие. Общие технические условия", введенный в действие Приказом Росстандарта от 30.09.2016 N 1299-ст, (далее - ГОСТ 33933-2016), распространяется на смеси белковые композитные сухие (далее - СБКС), относящиеся к специализированным продуктам и предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в качестве компонента для приготовления готовых блюд.
Согласно пункту В.2 приложения В ГОСТ 33933-2016 пищевая и энергетическая ценность в 100 г СБКС, используемых в стандартных диетах для диетического лечебного питания и питания в учреждениях (отделениях) социальной защиты, приведена в таблице В.2., и составляет: энергетическая ценность, ккал - 452,0, Белок, г - 40, Жир, г - 20,0, Углеводы, г - 30, в т.ч. пищевые волокна, г - 4,0.
Таким образом, из приказа Минздрава России N330 и ГОСТ 33933-2016 следует, что в 100 г смеси белковой композитной сухой, используемой медицинскими организациями в лечебном питании, должно содержаться: белка - 40,0 г, жира - 20,0 г, углеводов - 30,0 г, в т.ч. пищевых волокон 4,0 г, энергетическая ценность, ккал - 452,0; только такая смесь белковая композитная соответствует потребностям медицинских организаций и может быть использована в лечебном питании.
В Техническом задании на закупку смесей белковых композитных сухих для диетического лечебного и диетического профилактического питания документации об этом электронном аукционе (далее - Техническое задание) установлены следующие требования к закупаемому товару:
наименование продукта: смесь белковая композитная сухая, 10.89.19.140 концентраты белковые (протеиновые);
область применения, качество, характеристики продукта: для питания населения в качестве источника высокоусвояемых белков, пищевых волокон, витаминов, минеральных веществ, дигидрокверцетина, в том числе для диетического лечебного и диетического профилактического питания, для питания в организованных коллективах и для питания работников, занятых на работах с вредными условиями труда; товар должен производиться согласно технических условий;
пищевая и энергетическая ценность в 100 г. сухого продукта: пищевая и энергетическая ценность в 100 г смеси белковой композитной сухой, используемой в стандартных диетах для диетического лечебного питания и питания в учреждениях (отделениях) социальной защиты: Белки - 40,0 г, Жиры -
0,0 г, Углеводы -
40,0 г, Пищевые волокна-
10,0 г, Энергетическая ценность -
345,0 Ккал, Обогащающие компоненты: витамин С (аскорбиновая кислота), витамин В1(тиамин), витамин В2 (рибофлавин), витамин В6 (пиридоксин), витамин В12 (кобаламин), фолиевая кислота, пантотеновая кислота, витамин РР (ниацин), витамин А (ретинол ацетат), витамин Е (токоферол ацетат), витамин D3 (холекальциферол).
Установленные Заказчиком в Техническом задании документации об электронном аукционе требования к смеси белковой композитной сухой по содержанию жиров - 0,0 г углеводов -
40,0 г, в том числе пищевых волокон -
10,0 г и ее энергетической ценности -
345,0 Ккал не соответствуют приказу Минздрава России N330, ГОСТу 33933-2016.
Заказчик не обосновал в документации об Аукционе установление требований к закупаемому продукту не в соответствии с приказом Минздрава России N330, ГОСТу 33933-2016, следовательно, Заказчиком не выполнены требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным Комиссия приходит к выводу, что описание объекта закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Дагестанского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Д.М. Халлаева
Р.А. Халилов
В.А. Агамирзаев
Исп. Агамирзаев В.А. (67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 1 июня 2021 г. N 005/06/106-1196/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021