Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ДЖУЛИ" (Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Чапаева, стр.14, корп.3, часть помещения 19) на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Фрунзе, д.24) при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту автодороги Владикавказ-Ардон-Чикола-Лескен 2, км62-км 66,2 (открытый конкурс в электронной форме N0310200000321001055, далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
18 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ДЖУЛИ" на действия Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев:
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) в период 2019-2020 гг.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки государственного и/или муниципального контракта (контрактов) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Заявитель считает, что данные условия нарушают требования Закона о контрактной системе.
Кроме того Заявитель в своей жалобе указал, что Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Подтверждается представленными в составе заявки копиями государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по контрактам, по которым подрядчику (исполнителю) не были начислены неустойка (пени и/или штрафы),
что по мнению Заявителя также не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания указал, что статья 34 Закона о контрактной системе и постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" регламентируют правила начисления и размеры неустойки (штрафы, пени), которые применяются к подрядчику (исполнителю) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, а так же в случае нарушения сроков исполнения обязательств.
По нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки" оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя).
Если при выполнении работ было зафиксировано, что подрядчик (исполнитель) допускал неисполнение обязательств, ненадлежащее исполнение обязательств или нарушение сроков исполнения обязательств, такой опыт нельзя назвать успешным выполнением работ.
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия регламентируются Законом о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Указанные Закон и Постановление не содержат требований, какие именно документы являются подтверждением исполненных контрактов (договоров) и за какой период их необходимо запрашивать.
Заказчик вправе на свое усмотрение определять, что является подтверждением наличия у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя), соответствующего объекту закупки.
Также по мнению Заказчика, успешное выполнение работ в указанный в критериях оценки период (2019-2020 гг.) подтверждает то, что участник закупки действительно имеет необходимый опыт работы, так как в последние годы его деятельность не прерывалась на долгий период.
Кроме того, Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания в своих объяснениях указал, что пункт 12.23 Конкурсной документации соответствует всем требованиям статьи 32 Закона о контрактной системе и постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Установленные критерии оценки заявок обеспечивают подтверждение квалификации участника закупки, необходимой для выполнения работ.
В Конкурсной документации установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника. Данное условие является подтверждением того, что установленные критерии оценки заявок не затрудняют участие в закупке и не ограничивают конкуренцию.
Кроме того, Конкурсной документацией значимость критериев была установлена в следующих размерах:
95 % - значимость стоимостного критерия оценки (процентов) "Цена контракта";
5 % - значимость нестоимостного критерия оценки (процентов) "Квалификация участника закупки".
Из размера величин значимости критериев можно сделать однозначный вывод, что Заказчиком при формировании Конкурсной документации было отдано предпочтение в сторону значимости стоимостного критерия оценки (95%) и лишь (5%) на значимость нестоимостного критерия оценки. Данное условие говорит о том, что Заказчиком установлены такие величин значимости критериев, которые позволяют потенциальным участникам закупки, даже не имеющим опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя), нивелировать это путем снижения цены, что удовлетворяет интересам как заказчика в части экономии бюджетных средств, так и потенциального участника закупки, не имеющего опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя).
На основании изложенного Комитет дорожного хозяйства РСО-Алания считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
26 апреля 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001055 на выполнение работ по ремонту автодороги Владикавказ-Ардон-Чикола-Лескен 2, км62-км 66,2 (в редакции N2 с внесенными изменениями) и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 26.04.2021 председателем Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания (далее - Конкурсная документация).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
При этом, частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил;
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
При этом, согласно пункту 2 Приложения к Правилам (Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд):
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
||
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
||
2. |
Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг |
60 |
40 |
Так, во исполнение вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком в разделе 12.21 Конкурсной документации установлены критерии оценки заявок и величины значимости этих критериев:
1) цена контракта - величина значимости критерия - 95 %;
2) квалификация участника закупки - величина значимости критерия - 5 %.
В пункте 12.24 Конкурсной документации по критерию оценки "Квалификация участника закупки" Заказчиком установлен показатель данного критерия: общая стоимость исполненных контрактов (договоров), при этом Заказчиком установлено, что оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) в период 2019-2020 гг.
Подтверждается представленными в составе заявки копиями государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по контрактам, по которым подрядчику (исполнителю) не были начислены неустойки (пени и/или штрафы).
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки государственного и/или муниципального контракта (контрактов) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
При этом, пунктом 10 Правил за Заказчиком закреплено право устанавливать в Конкурсной документации показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Также, в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 штрафы и пени начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что по мнению Комиссии не может являться успешным выполнением работ.
Кроме того, в пункте 12.24 Конкурсной документации Заказчиком установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника. При этом, величина значимости нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки", установлена Заказчиком в размере 5%, что свидетельствует о предпочтении в сторону значимости стоимостного критерия оценки (95%) и позволяет потенциальным участникам закупки, даже не имеющим опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя), нивелировать это путем незначительного снижения предлагаемой цены исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ДЖУЛИ" на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту автодороги Владикавказ-Ардон-Чикола-Лескен 2, км62-км 66,2 (открытый конкурс в электронной форме N0310200000321001055).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 25 мая 2021 г. N А304-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021