Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствие представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Северо-Осетинская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ, Заказчик) и представителя ООО "Медикэр", надлежащим образом уведомленных о времени о месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Медикэр" на действия Единой комиссии по осуществлению закупок для нужд государственного заказчика - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ (далее - Единая комиссия ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ), при проведении электронного аукциона N0310100009921000110 на поставку медикаментов (ЖВ) 341 7 КБ (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
20 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Медикэр" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ.
В своей жалобе Заявитель указал, что согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе ему отказано в допуске к участию в Аукционе на основании статьи 14 Закона о контрактной системе - ограничение или запрет допуска иностранной продукции. Обоснование: Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 года N1289 "Об ограничениях и условиях допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно важных необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По мнению Заявителя, в силу части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе только по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, а не по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
В объяснениях по существу жалобы ФГБУ ВО "СОГМА" МЗ РФ указало, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Единая комиссия ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ в отношении участника закупки с номером заявки N4 (Заявителя) и N6, приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 года N1289 установлены ограничение и условия допуска на закупку импортных жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Заявки N4 и N6 с иностранным ЖНВЛП Единая комиссия ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ отклонила на основании статьи 14 Закона о контрактной системе.
При оформлении первых частей все участники указали страну происхождения, а именно 4 заявки допущены к торгам, которые отвечают требованиям документации и которые одновременно содержат предложение о поставке препаратов из государств ЕАЭС, разных производителей, либо производителей, не входящих в одну группу лиц.
Отклонение участников, содержащих предложение о поставке лекарственного препарата иностранного происхождения никак не могло повлиять на результаты определения победителя Аукциона, так как они в любом случае должны быть отклонены вне зависимости от ценового предложения.
Также Заказчик пояснил, что участники, заявки которых отвечают требованиям документации и содержат предложение о поставке препаратов из государств ЕАЭС, указали и номер сертификата, и номер регистрационного удостоверения, а участник N2 приложил копию сертификата по форме СТ-1.
Таким образом Заказчик считает, что отклонение заявок в первых частях не влияет на результат определения поставщика и не ведет к ущемлению прав и законных интересов участника закупки, не лишает его возможности оспорить основание отклонения.
На основание изложенного ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
30 апреля 2021 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ разместило извещение о проведение электронного аукциона N0310100009921000110 на поставку медикаментов (ЖВ) 341 7 КБ (далее - Аукцион) и документацию для проведения указанного Аукциона (далее - Аукционная документация).
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения, установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию второй части заявки установлены в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки, товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услугу соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 установлены ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N1289), а также Приказ Министерства экономического развития РФ N126-н от 04.06.2018 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минэкономразвития РФ N126-н).
Пунктом 3 Информационной карты Аукционной документации при проведении Аукциона установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N1289 и Приказом Минэкономразвития РФ N126-н .
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее - МНН), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченным органом.
В соответствии с Аукционной документацией, к поставке требуется лекарственное средство Йогексол, содержащийся в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно первым частям заявок на участие в Аукционе:
- участник N1 предложил к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Россия, производителем ФКП "Армавирская биофабрика";
- участник N2 предложил к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Россия, производителем ОАО "Акционерное Курганское общество медицинских препаратов и изделий";
- участник N3 предложил к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Россия, производителем ОАО "Синтез";
- участник N4 предложил к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Индия, производителем Джодас Экспоим;
- участник 5 предложил к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Россия, производителем ООО "Мосфарм";
- участник N6 предложил к поставке лекарственный препарат, страной происхождения которого является Ирландия.
То есть, в силу требований пункта 1 Постановления Правительства N1289, заявки участников N4 и N6, в том числе заявка Заявителя, подлежали отклонению, поскольку они содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств, при том, что на участие в Аукционе подано 4 заявки, которые одновременно содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является Россия, то есть государство - член Евразийского экономического союза, и имеющих различных производителей товара.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе N0310100009921000110 от 14 мая 2021 года, Единая комиссия ФГБОУ ВО "СОГМА", рассмотрев первые части заявок на участие в аукционе в порядке, предусмотренном статьей 67 Закона о контрактной системе приняла решение отказать в допуске к участие в Аукционе участникам N4 и N6 на основании статьи 14 Закона о контрактной системе и пункта 1 Постановления Правительства N1289.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
То есть, Закон о контрактной системе не предусматривает отказ в допуске к участию в Аукционе по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
При этом, порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе предусмотрен статьей 69 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе, аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Отказав в допуске к участию в Аукционе участникам N4 и N6, в том числе Заявителю, на основании статьи 14 Закона о контрактной системе и пункта 1 Постановления Правительства N1289 по итогам рассмотрения первых, а не вторых частей заявок на участие в Аукционе, Единая комиссия ФГБОУ ВО "СОГМА" нарушила порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, предусмотренный частями 4 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Действия членов Единой комиссии ФГБОУ ВО "СОГМА", выразившиеся в отказе в допуске к участию в аукционе участникам N4 и N6, в том числе Заявителю, на основании статьи 14 Закона о контрактной системе и пункта 1 Постановления Правительства N1289 по итогам рассмотрения первых, а не вторых частей заявок на участие в Аукционе, в нарушение порядка рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, установленного частями 4 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Медикэр" на действия Единой комиссии государственного заказчика - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ при проведении аукциона в электронной форме N0310100009921000110 на поставку медикаментов (ЖВ) 341 7 КБ.
2. Признать Единую комиссию ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ нарушившим требования частей 4 и 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА322-05/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 мая 2021 г. N А322-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021