Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: Р.Р. Плиева - руководителя управления, членов комиссии: В.В. Джиоевой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок, Б.С. Танклаева - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в отсутствие представителей Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) и ООО "Джули", надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Джули" (Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Чапаева, стр.14, копр.3, часть помещения 19, далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321000982 на выполнение работ по строительству дома культуры в с.Батако Правобережного района, РСО-Алания (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
20 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в части установленного критерия "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Так, Заказчиком будет оцениваться суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, и общее количество исполненных контрактов (договоров), исчисляемый в штуках, по исполненным участником контрактам (договорам) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N223-ФЗ (далее - Закон о закупках) за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе. Контракты (договоры) должны содержаться в реестре контрактов (договоров) Единой информационной системы.
По мнению Заявителя, требование о предоставлении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках, является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что, в свою очередь, нарушает требование части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ГКУ "УКС РСО-Алания" указало, что показателем, раскрывающим содержание критерия оценки: "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", является общая стоимость исполненных контрактов (договоров) (значимость показателя 100%).
При оценке предложений учитывается опыт участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках. В рамках данного показателя Заказчик оценивает общую стоимость (в рублях) исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
Данный критерий установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1085, Правила оценки) исходя из потребности Заказчика.
В соответствии с вышеуказанным, критерии, установленные в конкурсной документации, не противоречат Закону о контрактной системе и Правилам оценки, тем самым не ограничивают количество участников закупки. Также Заказчик указал, что вышеуказанные критерии не противоречат разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в Письме от 23.11.2015 N28и-3507 "О сведениях и документах, подтверждающих квалификацию участника закупки", согласно которым "сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы. Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе, которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности. При этом следует отметить, что контракты, договоры, которые подтверждают опыт участника закупки, должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком".
Отсутствие у участника закупки опыта успешно выполненных контрактов (договоров) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках, не является основанием для отклонения заявки участника от участия в нем и не влияет на допуск к участию в Конкурсе.
То есть, довод Заявителя о том, что требование о предоставлении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках, является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса при проведении его, Заказчик считает несостоятельным, так как у участника имеется возможность улучшить свое предложение путем снижения цены контракта, являющейся более значимым критерием оценки.
На основании изложенного, ГКУ "УКС РСО-Алания" считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 09 апреля 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321000982 на выполнение работ по строительству дома культуры в с.Батако Правобережного района, РСО-Алания и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная и.о. начальника ГКУ "УКС РПСО-Алания" (далее - Конкурсная документация).
28 апреля 2021 года Заказчиком было принято решение о внесении изменений в Конкурсную документацию, которые в тот же день были размещены в ЕИС.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Так, на основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Правил оценки "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Так, во исполнение указанных норм Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
1) Стоимостной критерий: цена контракта - 60 %; Коэффициент значимости равен 0,6;
2) Нестоимостной критерий: квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40 %; Коэффициент значимости равен 0,4.
При этом, для оценки заявок по указанному критерию используется показатель N1 - "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)":
При оценке учитываются исполненные контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по которому является объектом закупки.
К виду объекта капитального строительства относятся: контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При оценке предложений учитывается опыт участника закупки по исполненным контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках.
В рамках данного показателя Заказчик оценивает общую стоимость (в рублях) исполненных контрактов (договоров), принятых к оценке.
По показателю критерия "Квалификация участников Конкурса" установлено, что контракты (договоры) должны содержаться в реестре контрактов (договоров), заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе и/или Законом о закупках в ЕИС.
Так, Заказчик в своих объяснениях пояснил, что вышеуказанные требования к порядку оценки, установленные в Конкурсной документации, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки.
При этом, Заявитель не представил документы и сведения, свидетельствующие об обратном, то есть, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Так, пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться срок завершения работ.
При этом, пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является, в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства регулируются Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией.
Согласно части 12 статьи 48 ГрК РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства включается, помимо прочего, проект организации строительства объекта капитального строительства.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации N87 от 16.02.2008 утверждено Положение о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию (далее - Положение).
Подпунктом б) пункта 1 Положения установлено, что Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов, в том числе и при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - строительство).
Согласно пункту 38 Положения, проектная документация должна содержать проект организации строительства, который в свою очередь должен содержать обоснование принятой продолжительности строительства линейного объекта капитального строительства.
Также, согласно СП 48.13330.2019 "Организация строительства СНиП 12-01-2004" проект организации строительства (ПОС) это раздел проектной документации, определяющий общую продолжительность и промежуточные сроки строительства, распределение капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ, материально-технические и трудовые ресурсы и источники их покрытия, основные методы выполнения строительно-монтажных работ, структуру управления строительством объекта и другие сведения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В Извещении о проведении Конкурса, в пункте 23 Информационной карты Конкурсной документации и в пункте 3.1 проекта контракта, приложенного к Конкурсной документации и являющегося в силу части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе ее неотъемлемой частью (далее - Проект контракта), Заказчиком установлено, что сроки выполнения работ - с момента заключения контракта до 17.12.2021.
Вместе с тем, согласно пункту 19 Проекта организации строительства (раздел N6 проектной документации) на выполнение работ по строительству дома культуры в с.Батако Правобережного района РСО-Алания и который в силу требований пункта 8 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе является неотъемлемой частью Конкурсной документации, общая продолжительность строительства составляет 11,6 месяцев.
Извещением о проведении Конкурса установлено, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в рассматриваемом Конкурсе - 21.05.2021 08:00.
Согласно частям 1 статьи 54.5 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией не может превышать пять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Частью 2 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что срок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не может превышать три рабочих дня с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
При этом, согласно части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС указанного в части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокола, который в соответствии с требованиями части 13 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в день его подписания размещается заказчиком в ЕИС и направляется оператору электронной площадки.
Таким образом, с учетом положений части 1 статьи 54.5, части 2 статьи 54.7 и части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, государственный контракт по итогам проведения Конкурса может быть заключен в первой половине апреля 2021 года.
С учетом установленного в Извещении о проведении Конкурса, в пункте 23 Информационной карты Конкурсной документации и в пункте 3.1 Проекта контракта Заказчиком срока выполнения работ - с момента заключения контракта до 17.12.2021, фактический срок выполнения закупаемых работ (общая продолжительность строительства) значительно меньше срока, установленного в пункте 19 Проекта организации строительства (раздел N6 проектной документации).
При этом, пунктом 1 части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
При таких обстоятельствах, срок завершения работ не может считаться установленным, поскольку фактический срок выполнения работ не соответствует сроку, установленному в пункте 19 Проекта организации строительства.
Таким образом, действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", выразившиеся в утверждении Конкурсной документации с нарушением требований пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также части 6 статьи 52 ГрК РФ, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Джули" на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321000982 на выполнение работ по строительству дома культуры в с.Батако Правобережного района, РСО-Алания.
2. Признать в действиях ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Конкурса нарушение пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также части 6 статьи 52 ГрК РФ.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА318-05/21 ГКУ "УКС РСО-Алания" и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Конкурса N0310200000321000982, по итогам рассмотрения жалобы ООО "СТИГМАТРАНС" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Р.Р. Плиев
Члены комиссии В.В. Джиоева
Б.С. Танклаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 мая 2021 г. N А319-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021