Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Севоспроект" (РСО-Алания, г.Владикавказ, ул.Станиславского, 5-1, далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001045 на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в г.Владикавказ (проектно-изыскательские работы, далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
20 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Севоспроект" на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что конкурсная документация, утвержденная и.о. начальника ГКУ "УКС РСО-Алания", включающая в себя, в том числе техническое задание и проект контракта (далее - Конкурсная документация, Техническое задание, Проект контракта), не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Так, из жалобы следует, что Конкурсной документацией установлено: дата и время окончания подачи заявок - до 21.05.2021, дата рассмотрения заявок - 27.05.2021.
То есть, по мнению Заявителя, контракт по итогам закупки не может быть заключен ранее 07.06.2021, тогда как Конкурсной документацией установлено, что сначала должны быть разработаны: инженерные изыскания, проектная документация, экспертиза проектной документации, рабочая документация: 1-2 этап - в течение 20 календарных дней, 3 этап - в течение 45 календарных дней, 4-5 этап - до срока выполнения работ указанного в контракте.
При этом, пунктом 3.2 Проекта контракта установлено, что работы должны быть закончены и сданы Заказчику в срок не позднее 20 августа 2021 года. Проектная документация и (или) документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и (или) изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Таким образом, на выполнение работ, являющихся предметом Конкурса, Заказчиком отведено всего 53 рабочих дней, что также противоречит Конкурсной документации.
Также Заявитель указал, что с 18.09.2020 действует приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.05.2020 N264/пр "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Приказ N264/пр). Приложением к данному приказу установлены сроки необходимые для выполнения инженерных изысканий и для осуществления архитектурно-строительного проектирования (в месяцах). При этом численные значения этих сроков приведены применительно к категориям объектов капитального строительства, классифицированным по величине минимальной общей площади 5000 до 10000кв.м. и составляют 14 месяцев (общая площадь здания не менее 7881,0 м.).
Таким образом, установленные Заказчиком сроки выполнения работ не могут быть произвольными, они должны быть обусловлены требованиями, указанными в нормах и правилах, регулирующих законодательство в области проектирования и строительства или, по крайне мере, должны быть документально подтверждены наличием чрезвычайных обстоятельств, а установление в конкурсной документации нереальных сроков для выполнения проектно-изыскательских работ нарушает права и законные интересы Заявителя и потенциальных участников Конкурса, приводит к ограничению конкуренции.
Исходя из региональных рекомендаций Сборник 11.1 "Нормы продолжительности проектирования объектов строительства" МРР-11.1-16 (Таблица 2.6), нормативный срок проектирования плавательного бассейна - 11,3 месяца (проектная и рабочая документация).
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые сроки выполнения работ, что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию, сужающие круг потенциальных участников закупки в связи с нереальными сроками выполнения работ.
Кроме того, до рассмотрения жалобы, 25.05.2021 Заявителем были направлены дополнения к жалобе, из которых следует, что в случаях, не указанных в пункте 1 Приказа N264/пр, при определении и планировании сроков выполнения проектных работ и инженерных изысканий могут и должны быть использованы строительные нормы СН 283-64 "Временные нормы продолжительности проектирования" (утв. Государственным комитетом но делам строительства СССР 30 июля 1964 г.)
Указанные нормы, по мнению Заявителя, являются единственными действующими нормами федерального уровня и могут применяться по своему назначению в части, не противоречащей действующему законодательству, для установления продолжительности проектирования объектов капитального строительства на всех этапах их создания. Ими установлены оптимальные сроки выполнения инженерных изысканий и всего комплекса проектных работ (технологическая, строительная и др.) для строительства предприятий, зданий и сооружений промышленности, транспорта, связи, энергетики и сельского хозяйства, планировки и застройки городов, жилых и гражданских зданий.
В части XXII (Применение типовых проектов жилых и гражданских зданий) под порядковым номером 9 (Спортивные корпуса, лыжевелопрокатные станции, конные манежи, закрытые искусственные бассейны для плавания площадью застройки (при проектировании закрытых тренировочных бассейнов применяется К==1,2)) указаны нормы продолжительности всего комплекса проектно-изыскательских работ с минимальной площадью застройки до 600 квадратных метров, которые составляют от десяти месяцев, площадью от 600 до 1000 метров - от 25 месяцев и т.д.
В объяснении по существу жалобы ГКУ "УКС РСО-Алания" указало, что согласно положениям Конкурсной документации общий срок выполнения проектно-изыскательских работ установлен до 20 августа 2021 года. Предполагаемый срок проектирования с 07.06.2021 по 20.08.2021, что составляет более 70 дней, включая 45 календарных дней для прохождения государственной экспертизы.
Заявитель ссылается на Сборник 11.1 "Нормы продолжительности проектирования объектов строительства" МРР-11.1-16 (далее - Сборник 11.1), не учел, что данные нормы предназначены для определения продолжительности строительства объектов в городе Москве и не могут быть сопоставимы с определением продолжительности объектов в Республике Северная Осетия-Алания.
Исходя же из буквального толкования Сборника 11.1, в перечне наименований объектов, для которых предусмотрены нормы продолжительности выполнения проектных работ, не значатся объекты футбольного манежа, если же исходить из аналогии проектирования данного объекта со спортивным залом, согласно Таблице 2.6 Сборника 11.1 нормативный срок проектирования плавательного бассейна составляет 11,3 месяцев.
При этом, Техническим заданием установлено, что при разработке необходимо использовать авторский проект, который уже прошел государственную экспертизу, заявителю необходимо разработать только подземную часть и внутриплощадочные сети (осуществить привязку существующего проекта). В связи с чем, объем проектирования составляет 11,3*0,3=3, месяца.
Заказчиком изложены условия, которыми выражено предложение на участие неограниченного круга лиц при проведении Конкурса и в соответствии с которыми у участника Конкурса имеется возможность для оценки своевременной исполнимости условий контракта и целесообразности участия в закупке.
При этом, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие то, что Заказчиком установлены заранее невыполнимые сроки выполнения работ.
Кроме того, Заказчик указал, что Приказ N264/пр регламентирует применение сроков, необходимых для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, определенный в зависимости от площади объекта капитального строительства, а также при подготовке проектной документации, за исключением случаев подготовки проектной документации применительно к уникальным объектам капитального строительства в случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
То есть, по мнению Заказчика, Приказ N264/пр принят во исполнение пункта 9 статьи 39.8 ЗК РФ и устанавливает срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, тогда как объектом закупки является проектирование физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в целях удовлетворения нужд Республики Северная Осетия-Алания и предоставление земельного участка в данном случае осуществляется в постоянное (бессрочное) пользование, в связи с чем требования пункта 9 статьи 39.8 ЗК РФ, указанные в Приказе N264/пр, к данным правоотношениям не применяются, и, соответственно, расчет сроков, необходимых для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, при осуществлении закупок для государственных нужд, Приказом N264/пр не регламентируется.
По мнению Заказчика, применение Приказа N264/пр к взаимоотношениям, связанным с осуществлением закупок для государственных нужд является неправомерным и может привести к необоснованному завышению сроков выполнения работ, тем самым к несвоевременному удовлетворению государственных нужд и срыву реализации национальных проектов и государственных программ.
Кроме того, Заказчик указал, что на сегодняшний день норматив расчета сроков, необходимых для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, при осуществлении закупок законодательством Российской Федерации не урегулирован и не регламентирован, и Заказчик устанавливает сроки исходя из соблюдения оптимального баланса между их выполнимостью и своевременным достижением целей закупки (удовлетворением государственных нужд).
Также ГКУ "УКС РСО-Алания" указало, что на участие в закупке подано три заявки, которыми потенциальные исполнители выразили согласие на выполнение работ в соответствии с условиями Конкурсной документации, тем самым довод о том, что сроки выполнения работ являются неисполнимыми, не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, Заказчик считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 апреля 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001045 на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в г.Владикавказ (проектно-изыскательские работы, далее -Извещение) и Конкурсная документация.
22, 26 и 28 апреля 2021 года Заказчиком было принято решение о внесении изменений в Конкурсную документацию, которые в тот же день были размещены в ЕИС.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе а, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Так, пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещение об осуществлении закупки должно содержать, кроме прочего краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В Извещении и в пункте 3.2 Проекта контракта Заказчиком установлено, что сроки выполнения работ - с момента заключения контракта до 20.08.2021.
Согласно пункту 1.9 Технического задания - сроки выполнения работ: Этап 1-2 (Инженерные изыскания, разработка проектной документации) - в течение 20 календарных дней с момента передачи всех исходных данных, Этап 3 (экспертиза проектной документации) - 45 календарных дней, Этап 4-5 (разработка "Рабочей документации", передача документации) - до срока выполнения работ указанного в контракте.
Тогда как, согласно Извещению и Конкурсной документации, дата и время окончания подачи заявок 21.05.2021 в 09:00, дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 24.05.2021 23:59, дата подачи окончательных предложений 26.05.2021 и дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 27.05.2021 23:59.
Согласно частям 1 статьи 54.5 Закона о контрактной системе срок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсной комиссией не может превышать пять рабочих дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
Частью 2 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что срок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не может превышать три рабочих дня с даты направления заказчику вторых частей заявок на участие в таком конкурсе.
При этом, согласно части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС указанного в части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе протокола, который в соответствии с требованиями части 13 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в день его подписания размещается заказчиком в ЕИС и направляется оператору электронной площадки.
Таким образом, с учетом положений части 1 статьи 54.5, части 2 статьи 54.7 и части 9 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, контракт по итогам проведения Конкурса не мог быть заключен ранее 07 июня 2021 года, и, соответственно, на предполагаемое выполнение работ у потенциального участника закупки было бы отведено не более 73 календарных дней (53 рабочих дней), из них 45 календарных дней - экспертиза проектной документации (не смотря на то, что победителю необходимо разработать только подземную часть и внутриплощадочные сети (осуществить привязку существующего проекта)).
Тогда как с 18.09.2020 действует Приказ N 264/пр, приложением которого установлено, в том числе: срок необходимый для выполнения инженерных изысканий (в месяцах); срок, необходимый для осуществления архитектурно-строительного проектирования (в месяцах). При этом численные значения этих сроков приведены применительно к категориям объектов капитального строительства, классифицированным по величине минимальной общей площади.
Согласно пункту 2.3 Технического задания площадь застройки не менее 3160,00кв.м., общая площадь здания не менее 7881,0кв.м.
То есть, согласно приложению к Приказу N264/пр срок, необходимый для выполнения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования объекта площадью от 5000 до 10000кв.м. и составляют 14 месяцев.
Учитывая вышеизложенное, установленные Заказчиком сроки выполнения работ не могут быть произвольными, они должны быть обусловлены требованиями, указанными в нормах и правилах, регулирующих законодательство в области проектирования и строительства или, по крайне мере, должны быть документально подтверждены наличием чрезвычайных обстоятельств, а установление в Конкурсной документации сроки для выполнения проектно-изыскательских работ нарушает права и законные интересы как Заявителя, так и потенциальных участников Конкурса, приводит к ограничению конкуренции, поскольку не соответствует требованиям Приказа N264/пр.
При таких обстоятельствах, учитывая противоречия с действующими нормами в области проектирования, срок выполнения работ, являющийся предметом Конкурса, не может считаться установленным.
Довод Заказчика о том, что сроки установленные им являются реальными и исполнимыми, так как на участие в закупке подано три заявки, которыми потенциальные исполнители выразили согласие на выполнение работ в соответствии с условиями Конкурсной документации, не находит своего подтверждения, поскольку, Заявитель, являясь потенциальным участником закупки и имея опыт в выполнении работ, являющихся предметом Конкурса, подал жалобу в Северо-Осетинское УФАС России для восстановления своего права на участие в закупке, в которой, по его мнению, он мог бы принять участие, если бы Конкурсная документация была бы составлена в соответствии с действующими нормами в области проектирования.
Таким образом, действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", выразившиеся в утверждении Конкурсной документации с нарушением требований пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также приложению Приказа N264/пр, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Севоспроект" на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001045 на выполнение работ по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном в г.Владикавказ (проектно-изыскательские работы).
2. Признать в действиях ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Конкурса нарушение пункта 2 статьи 42 и пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также приложению Приказа N264/пр.
3. Выдать ГКУ "УКС РСО-Алания" и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА321-05/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 мая 2021 г. N А321-05/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021