Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
__.. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
__... - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
___. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпус" (далее - заявитель, общество, ООО "Корпус") на действия муниципального казенного учреждения "Хозяйственное управление Администрации Омского муниципального района Омской области" и его аукционной комиссии (далее - аукционная комиссия, уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки "Выполнение работ по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования (в том числе внесение изменений), включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300219521000088) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности администрации Омского муниципального района Омской области (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заказчика и уполномоченного учреждения, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии посредством видео-конференц связи представителей заявителя: ______..),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5110 от 24.05.2021) жалоба заявителя на действия аукционной комиссии, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 28.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 2500000,33 руб.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 17.05.2021 поступило пять заявок, все участники закупки были допущены к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 18.05.2021 три участника закупки приняли участие в процедуре проведения аукциона, наименьшее ценовое предложение в размере 2 475 000 руб. было сделано участником с идентификационным номером заявки 109793291.
Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 19.05.2021 заявка заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД".
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, проведения внеплановой проверки закупки Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителя указано следующее:
"В нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в аукционное документации установлено требование о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Установление в документации требования к участнику о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий необоснованно ограничивает конкуренцию.
Объектом закупки является выполнение работ по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования (в том числе внесение изменений), включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области.
Работы по выполнению инженерно-геологических изысканий, требующие членства в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, не являются самостоятельным объектом закупки (более того, задание на выполнение инженерных изысканий отсутствует!).
В соответствии с СП 438.1325800.2019 СВОД ПРАВИЛ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ ПРИ ПЛАНИРОВКЕ ТЕРРИТОРИЙ Общие требования (Дата введения 2019-08-26) достаточность материалов инженерных изысканий определяется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, физическими или юридическими лицами, по инициативе которых принимается решение о подготовке документации по планировке территории (инициатором), либо лицом, принимающим решение о подготовке документации по планировке территории самостоятельно в соответствии с [1, статья 45, часть 1.1], до принятия решения о ее подготовке (п. 4.2.). Но никак не участником закупки.
Участник закупки на стадии подачи заявки (без изучения исходных данных) не может определить степень достаточности и необходимости материалов для выполнения работ по данной закупке в связи с тем , что в п.7 Технического задания не детализированы и не указаны исходные данные, которые заказчик предоставляет исполнителю после заключения контракта.
Так, например, в п.7 Технического задания указано: В случае отсутствия (или неактуальной) цифровой подосновы для подготовки градостроительной документации в информационных ресурсах, в том числе, доступ к которым обеспечивается через ФГИС ТП, разработчик обеспечивает выполнение работ по подготовке актуальной подосновы с отображением наземных и подземных коммуникаций.
Таким образом на стадии подачи заявок установление необходимости инженерных изысканий заказчиком не установлено.
Основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с законодательством Российской Федерации договор подряда (далее -договор) или государственный (муниципальный) контракт (далее - контракт) между заказчиком и исполнителем инженерных изысканий (далее - исполнитель). К договору (контракту) прилагается утвержденное заказчиком задание на выполнение инженерных изысканий, материалы и документы, необходимые для выполнения работ в соответствии с [1], [2] (п.4.8. СП 438.1325800.2019).
В соответствии с п. 4.9 данного СП задание на выполнение инженерных изысканий разрабатывают в соответствии с СП 47.13330.2016 (пункты 4.13-4.15), с учетом вида разрабатываемой документации по планировке территории, степени изученности территории, вида и назначения объектов капитального строительства, планируемых к размещению на данной территории, а также с учетом требований к исходным данным для подготовки документации по планировке территории, установленных в [8].
Требования к составу текстовых и графических приложений к заданию на выполнение инженерных изысканий и порядку их передачи устанавливают в соответствии с СП 47.13330.2016 (пункт 4.17 СП 438.1325800.2019).
Таким образом, как упоминалось выше, в Техническом задании отсутствует задание на выполнение инженерных изысканий, разработанное в соответствии с СП 47.13330.2016, и содержащее все необходимые требования к составу текстовых и графических приложений.
Исходя из вышеуказанного, считаем, что поданная заявка ООО "Корпус" полностью соответствует действующему законодательству. Установление неправомерного требования о предоставлении во второй части заявки выписки из реестра членов СРО в области инженерных изысканий не может являться основанием для отклонения заявки подателя жалобы".
Комиссия отмечает, что заявителем фактически обжалуются положения документации об аукционе.
При этом в силу требований части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе участники закупки вправе обжаловать положения документации об аукционе до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Исходя из изложенного, жалоба рассматривается исключительно в отношении действий аукционной комиссии.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является обеспечение максимально широкого круга участников закупок и выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе дублируют указанное требование).
Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Пункт 2.1.1 документации об электронном аукционе содержал, в том числе следующее требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющегося объектом закупки:
- членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий в соответствии со статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в части 2.1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 4.1 документации об электронном аукционе было установлено, в том числе следующее требование к содержанию вторых частей заявок: "документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, или их копии (пункт 2.1.1 раздела I документации):
- выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная по форме, утверждённой Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 года N 86, или копия такой выписки
ИЛИ
- выписка из единого реестра членов саморегулируемых организаций (в соответствии с частью 13 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации), или копия такой выписки".
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, в случае непредставления участником закупки в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документа, требование о наличии которого установлено в документации о закупке, несоответствия указанного документа требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанном документе недостоверной информации или несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отклонить заявку такого участника в соответствии с положениями части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 19.05.2021 заявка заявителя признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе по следующему основанию:
"Непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 11 ст. 24.1, ч. 3 или 3.1, 5, 8.2 ст. 66 Закон N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Участник не соответствует требованиям документации в связи с непредставлением документов, предусмотренных пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона и пунктом 4.1 раздела I документации: отсутствует выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, выданная по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 4 марта 2019 года N 86 (или копия такой выписки), или выписка из единого реестра членов саморегулируемых организаций, выданная в соответствии с частью 13 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации (или копия такой выписки)".
Исходя из изложенного, Комиссия признала довод жалобы необоснованным.
Вместе с тем оценивая установленные в документации об аукционе требования, Комиссия пришла к выводу об их неправомерности с учетом следующего.
Абзацем третьим пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
При этом, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является изготовление документов территориального планирования и градостроительного зонирования (в том числе внесение изменений), включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области, участник в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, не должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.
Тот факт, что в рамках выполнения закупаемых работ необходимо будет проводить инженерные изыскания не свидетельствует о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, при исполнении государственного контракта на выполнение работ, требующих членства в вышеуказанном СРО, так как подрядчик вправе привлечь для выполнения таких работ субподрядчика, обладающего соответствующим статусом (пункты 5.3.6, 5.4.6, 5.4.7 проекта контракта).
Таким образом, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в части установления излишнего требования к участникам закупки и требования к содержанию вторых частей заявок о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и представлении выписки или ее копии из соответствующего реестра СРО (указанное согласуется с практикой ФАС России по делу от 03.03.2021 N 21/44/105/204).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Корпус" на действия муниципального казенного учреждения "Хозяйственное управление Администрации Омского муниципального района Омской области" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки "Выполнение работ по разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования (в том числе внесение изменений), включая подготовку документации для внесения сведений о границах населенных пунктов и границах территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости Троицкого сельского поселения Омского муниципального района Омской области" путем проведения электронного аукциона (извещение N 0352300219521000088).
2. Признать в действиях муниципального казенного учреждения "Хозяйственное управление Администрации Омского муниципального района Омской области" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, частей 5 и 6 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать муниципальному казенному учреждению "Хозяйственное управление Администрации Омского муниципального района Омской области", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 мая 2021 г. N 055/06/69-574/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021