Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_",
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гефест Капитал" (далее - заявитель, общество, ООО "Гефест Капитал") на действия Главного управления контрактной системы Омской области, его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия, ГУКС ОО) и Министерства образования Омской области (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности (компьютерная техника в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования) (Реестровый номер 21.31.0422)" (извещение N 0152200004721000403) (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 25.01.2021), "_" (доверенность от 25.01.2021);
заказчика - "_" (доверенность от 28.05.2021);
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность N 139 от 29.03.2021),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5079э от 24.05.2021) жалоба и дополнения к жалобе (вх. N 5348э от 31.05.2021) заявителя на действия единой комиссии уполномоченного органа и на действия заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 27.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152200004721000403 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 198 706 110 руб.
30.04.2021 внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона и в документацию об электронном аукционе.
30.04.2021, 04.05.2021, 05.05.2021 размещены разъяснения положений документации об электронном аукционе.
14.05.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано девять заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 17.05.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие шесть участников закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2021 заявки пяти участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "Гефест Капитал" с ценой контракта 150006469,45 рублей.
24.05.2021 заказчиком размещен проект контракта (направлен победителю электронного аукциона на подпись) с ценой сниженной в соответствии с пунктом 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н на 20 %, а именно 120005175, 56 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заявка ООО "СИНТО" неправомерно была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, так как содержала недостоверные сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара. В связи с указанным, по мнению заявителя, заказчиком неправомерно применены условия допуска, предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а именно снижена цена контракта на 20 %.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Согласно частям 1 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516).
Закупаемые товары включены в перечень, утверждённый Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, в связи с чем извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе предусмотрены соответствующие условия допуска.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе).
Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Согласно пункту 1.1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара (пункт 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Пунктом 2 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что участник закупки ООО "СИНТО" продекларировал по каждой из предложенной позиции страну происхождения товара - Российская Федерация. В частности, к поставке им были предложены: "Многофункциональное устройство (МФУ) Pantum", "Мышь компьютерная PowerCool", "Монитор, подключаемый к компьютеру Samsung", "Клавиатура PowerCool", "Интерактивная панель", "IP камера (PTZ, zoom объективом) Qtech".
Победитель электронного аукциона предложил к поставке товара, страной происхождения которого являются Китайская Народная Республика, Российская Федерация.
В целях проверки достоверности сведений ГУКС был сделан запрос в Минпромторг России (ИСХ-21/ГУКС-971 от 18.05.2021) о производстве товаров "Мышь компьютерная PowerCool" и "Клавиатура PowerCool" на территории Российской Федерации. Однако ответ на указанный запрос получен не был.
Омским УФАС России на основании части 26 статьи 99, части 3 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе у уполномоченного органа и заказчика были запрошены доказательства производства закупаемого заказчиком товара на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
В ответ на данный запрос заказчиком были представлены сертификаты соответствия и декларации о соответствии на предлагаемый ООО "СИНТО" товар.
Вместе с тем согласно положениям Федерального закона от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификаты соответствия и декларации о соответствии являются документами, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов и не могут рассматриваться, как документы, подтверждающие страну происхождения товара.
Иных доказательств того, что предлагаемый к поставке товар произведен на территории Российской Федерации в материалы дела представлено не было. В связи с чем Комиссия полагает, что уполномоченным органом и заказчиком не было учтено следующее.
Закупаемый заказчиком товар является радиоэлектронной продукцией. В соответствии с частью 14 Федерального закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 878) при закупке радиоэлектронной продукции должны устанавливаться ограничения допуска.
Документация об электронном аукционе содержала обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения в связи с отсутствием в едином реестре российской радиоэлектронной продукции товара с характеристиками необходимыми заказчику.
Единый реестр российской радиоэлектронной продукции создан, а также Правила формирования и ведения данного реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 878.
Указанный реестр создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Комиссией Омского УФАС России установлено, что в едином реестре российской радиоэлектронной промышленности указанные выше товары отсутствуют.
Таким образом, единой комиссии уполномоченного органа при отсутствии иных доказательств достоверности (недостоверности) сведений о стране происхождения товара необходимо было учесть отсутствие в указанном Реестре сведений о необходимом заказчику оборудовании.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, того, что предлагаемый ООО "СИНТО" товара произведен на территории Российской Федерации, Комиссия Омского УФАС России полагает указанные сведения недостоверными и усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного органа нарушение части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в части признания заявки ООО "СИНТО" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
Из изложенного также следует, что заказчиком неправомерно применены условия допуска, предусмотренные пунктом 1.3 Приказа N 126н.
Данные выводы соответствуют сложившейся судебной практике по делам N А46-4164/2020, N А46-9712/2020 N А14-21913/2019.
В связи с указанным довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гефест Капитал" на действия Главного управления контрактной системы Омской области, его единой комиссии и Министерства образования Омской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка продукции радиоэлектронной промышленности (компьютерная техника в рамках государственной поддержки образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования) (Реестровый номер 21.31.0422)" (извещение N 0152200004721000403).
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии нарушение части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
В действиях Министерства образования Омской области нарушение Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, ЭТП Группа Газпромбанка предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31 марта 2021 г. N 055/06/66-592/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021