Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии: |
<<_>> - начальник отдела Тульского УФАС России, |
Члены Комиссии:
|
<<_>>. - главный специалист-эксперт Тульского УФАС России, <<_>> - специалист-эксперт Тульского УФАС России, <<_>> - специалист-эксперт Тульского УФАС России, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - Общество, Заявитель, ООО "Джули") (вх. N 2890 от 21.05.2021) на действия управления по благоустройству администрации города Тулы (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования город Тула (закупка N 0166300024721000309) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии посредством видеоконференцсвязи:
<<_>>
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы Общества следует, что документация об электронном аукционе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования город Тула (закупка N 0166300024721000309) (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, так как дополнительное требование к участникам закупки, содержащееся в документации об электронном аукционе, установлено в неактуальной редакции Постановления Правительства Российской Федерации N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства РФ N 99).
Заказчик, Уполномоченный орган, Специализированная организация не согласились с доводами жалобы Заявителя, представив в материалы дела письменные возражения по доводам жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правил внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация об электронном аукционе 14.05.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 55 000 000,00 рублей.
Контракт по итогам Электронного аукциона Заказчиком не заключен.
В соответствии с постановлением администрации города Тулы от 23.05.2016 N 2224 "Об определении органа, уполномоченного на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных процедур для нужд заказчиков администрации города Тулы на закупку товаров, работ, услуг" отдел сопровождения закупок управления по организации закупок и контролю за ценообразованием администрации города Тулы (далее - управление) осуществляет функции уполномоченного органа по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурентных процедур для нужд заказчиков администрации города Тулы на закупку товаров, работ, услуг.
Согласно п.3.1. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков администрации города Тулы путем проведения конкурентных процедур ответственность за составление технической части документации о закупке, проекта муниципального контракта, описания объекта закупки, обоснования цены контракта, выбор способа закупки, необходимость установления специальных требований к участнику закупки несут заказчики.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона определено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в частности требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе, в том числе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Предметом контракта по рассматриваемому Электронному аукциону выступает выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования город Тула.
Постановлением Правительства РФ N 99 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 1 Постановления Правительства РФ N 99 указано, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
На основании пункта 2 (3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Анализ извещения о проведении электронного аукциона, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок, показал, что дополнительное требование к участникам закупки установлено Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в полном соответствии с положениями пункта 2 (3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Однако в пункте 15 "Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе" документации об электронном аукционе Заказчиком установлено следующее дополнительное требование к участникам закупки:
"наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта
либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов максимального значения цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
При изложенных выше обстоятельствах, дополнительное требование к участникам закупки, установленное в документации об электронном аукционе, не соответствует положениям пункта 2 (3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99, что является нарушением части 6 статьи 31 Закона, Постановления Правительства РФ N 99.
Следовательно, рассмотренный довод жалобы является обоснованным.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что слово "сносу" было включено в указанное дополнительное требование к участникам закупки вследствие технической ошибки.
Заказчик отмечает, что дополнительное требование к участникам закупки, установленное в извещении об электронном аукционе, в полной мере отвечает требованиям пункта 2 (3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Кроме того, указание на документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, приведенное в пункте "Требования к участникам закупки, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе" документации об электронном аукционе, также установлено Заказчиком в строгом соответствии с положениями пункта 2 (3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
Комиссией установлено, что на участие в электронном аукционе подана единственная заявка акционерным обществом "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО".
Указанная заявка и участник закупки признаны Единой комиссией уполномоченного органа по осуществлению закупок для нужд управления по благоустройству администрации города Тулы соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и положениям Закона.
Изучив заявку акционерного общества "СПЕЦАВТОХОЗЯЙСТВО", представленную оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер", Комиссия установила, что указанным участником закупки в качестве подтверждения своего соответствия дополнительным требованиям представлены документы, предусмотренные пунктом 2 (3) приложения N 1 к Постановлению Правительства РФ N 99.
При изложенных выше обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что допущенное Заказчиком нарушение не повлияло на итоги осуществления закупки и не привело к существенному нарушению прав участников Электронного аукциона. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Судебной практикой сформирован правовой подход к оценке нарушений, допускаемых при проведении торгов, согласно которому основаниями для отмены торгов или их отдельных этапов могут быть только такие нарушения, которые являются существенными и влияют на результат торгов (пункт 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В случае если допущенные при проведении торгов ошибки не повлекли значительных негативных последствий, не повлияли на результат (определение победителя), не нивелировали положительный с точки зрения влияния на конкурентные правоотношения эффект от проведения торгов, то отмена торгов (их отдельных этапов) нецелесообразна и не отвечает целям законодательства о торгах.
Поскольку допущенное нарушение не может повлечь неправильное определение подрядчика, то Комиссия Управления не усматривает оснований для выдачи предписания об его устранении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (вх. N 2890 от 21.05.2021) на действия управления по благоустройству администрации города Тулы при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, расположенных на территории муниципального образования город Тула (закупка N 0166300024721000309) обоснованной.
2. Признать управление по благоустройству администрации города Тулы нарушившим часть 6 статьи 31 Закона, Постановление Правительства РФ N 99.
4. В связи с тем, что нарушение, допущенное Заказчиком, не повлияло на итоги осуществления закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Специализированной организации не выдавать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Заместитель председателя Комиссии: |
<<_>> |
Члены Комиссии: |
<<_>> |
|
<<_>> |
|
<<_>> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 28 мая 2021 г. N 071/06/105-433/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021