Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комисси:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
Ведущего-специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Аносова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ",ИП Першков Р.Р.,
рассмотрев жалобу ИП Першков Р.Р. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку сшивающего расходного материала (3) для нужд ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ" в 2021 году (Закупка N 0373200010821000286) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/30519/21 от 27.05.2021, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемых к поставке товаров ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товарам, так например, по п.4 "Степлер линейный ручной эндоскопический" соответствуют товары единственного производителя EGIAUNIVXL MEDTRONIC, при этом, ограничивающими возможность предложения к поставке товаров иных производителей являются характеристики: "Длина рабочей части (штока): 260 мм", "Маркировка дистального и проксимального края прошивания: Наличие". Также, по п.7 "Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple клювовидная с длиной шва 30 мм, высота скобки 2 мм, 2.5 мм, 3 мм", п.8 "Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple клювовидная с длиной шва 45 мм, высота скобки 2 мм, 2.5 мм, 3 мм", п.9 "Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple клювовидная с длиной шва 60 мм, высота скобки 3 мм, 3.5 мм, 4 мм" соответствуют товары единственного производителя EGIAUNIVXL MEDTRONIC, при этом, ограничивающей возможность предложения к поставке товаров иных производителей является требование к технологии Tri-Staple, что, по сути, указывает на то, что свободное приобретение таких товаров является невозможным, поскольку в случае обратного, у потенциальных участников закупки, в том числе у Заявителя, не возникли бы трудности при формировании своего предложения в первой части заявки, следовательно, отсутствовала бы необходимость обжалования установления Заказчиком требований к таким товарам.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком по п.4 "Степлер линейный ручной эндоскопический" предъявлены следующие требования к поставляемому товара: "Артикуляция: >= 41 [0*]С", "Блокировка аппарата: При отсутствии кассеты, неправильно вставленной кассете и после использования кассеты", "Вращение рукояти: Больше или равно 360 [0*]С", "Длина рабочей части (штока): 260 мм", "Количество прошиваний: >= 8", "Количество рядов скобок: 6", "Количество штук в упаковке (коробке): >= 1 шт", "Круглое сечение скобки в разрезе: Наличие", "Маркировка дистального и проксимального края прошивания: Наличие", "Материал изготовления скобки/скрепки: Титан; Титановый сплав", "Материал исполнения верхней бранши: Нержавеющая сталь", "Материал исполнения ножа: Нержавеющая сталь", "Механизм прошивания: Единый рычаг для сведения и прошивания; Рукоять сведения браншей и рычаг прошивания", "Размер троакара, используемого на все кассеты: <= 15 мм", "Расположение ножа: В аппарате", "Расположение ножа: В составе одноразовой кассеты", "Совместимость с кассетами, с длиной рабочей части 30, 45, 60 мм: Наличие", "Форма скобок/скрепок: B-образная".
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованиям иных производителей, а также определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по п.4 "Степлер линейный ручной эндоскопический" совокупности технических характеристик также соответствует продукция Panther, что подтверждается представленными представителем Заказчика скриншотами с сайта производителя.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что степлеры производства Panther не могут соответствовать требованиям технической части аукционной документации, поскольку степлеры Panther не совместимы с технологией Tri-Staple, установленной в технической части аукционной документации в отношении закупаемых кассет.
В свою очередь представитель Заказчика затруднился опровергнуть вышеуказанные пояснения представителя Заявителя. Также представитель Заказчика согласился с доводами жалобы относительно установления технологии Tri-Staple по отношению к кассетам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требование Заказчика о том, что необходимые Заказчику кассеты должны обладать технологией Tri-Staple соответствуют товарам единственного производителя EGIAUNIVXL MEDTRONIC.
Обратного представителем Заказчика на заседании Комиссии Управления не доказано.
В тоже время, включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Першков Р.Р. на действия ГБУЗ "ГКБ им. Д.Д. Плетнёва ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии Э.З. Гугава
Д.А. Аносов Исп. Аносов Д.А. тел.8 (495)784-75-05 (077-124) to77-anosov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 июня 2021 г. N 077/06/106-9122/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021