Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии представителя Уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Комитет по закупкам администрации Азскизского района" (далее - МКУ "Комитет по закупкам"):
-
в отсутствии Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление ЖКХ и земельных отношений" администрации Аскизского сельсовета (далее - Заказчик, МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений"):
и Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - Заявитель, податель жалобы, ООО "Джули"), извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев посредством видеоконференции жалобу ООО "Джули" на действия муниципального заказчика - МКУ "Управление ЖКХ и земельных отношений" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия по ул. Горького, с. Аскиз, Аскизского района, Республики Хакасия (извещение N 0380300021921000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно:
- не установившем дополнительные требования согласно постановления Правительства N99 от 04.02.2015 г.;
- неправомерно установившем требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организации;
- установившем срок оплаты выполненных работ, не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа не согласилась с доводами Заявителя, представив в материалы дела пояснения, запрашиваемые документы и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган и его комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 14.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 124 872,00 рублей;
3) источник финансирования - бюджет муниципального образования Аскизский сельсовет;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об Аукционе утверждена 14.05.2021 председателем МКУ "Комитет по закупкам"
6) дата и время начала подачи заявок 14.05.2021 17:30;
7) дата и время окончания подачи заявок 24.05.2021 17:14;
8) дата и время проведения аукциона 25.05.2021 11:25;
9) на участие в Аукционе подана две заявки
10) на момент рассмотрения жалобы протокол подведения итогов не размещен.
Согласно доводу Заявителя, что Заказчик не установил дополнительные требования согласно постановления Правительства N99 от 04.02.2015 г.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление N 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
Согласно Извещения требования к участникам, а именно перечень исчерпывающих документов указаны в пункте 3 Аукционной документации.
В пункте 3 Аукционной документации указано:
"На основании постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям":
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог. При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, довод жалобы признается необоснованным.
Согласно доводу Заявителя, что Заказчиком незаконно установлено требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организации.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункта 3 Аукционной документации установлено требование о наличии выписки из реестра членов СРО "Выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи)".
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса установлено, что Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Поскольку объектом спорной закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, требование к участникам закупки о членстве в СРО Заказчиком установлено не правомерно, что является нарушением части 6 статьи 31 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Согласно довода Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлен срок оплаты выполненных работ.
В Извещении в разделе требования к участникам установлено, что Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Однако, в разделе 2 аукционной документации и в пункте 2.5 проекта контракта Заказчиком установлен срок оплаты выполненных работ в течении 30 дней, что является нарушением части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В рамках внеплановой проверки выявлено следующее.
Часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусматривает, что документация об электронном аукционе должна содержать в том числе информацию, аналогичную информации, указанной в извещении о проведении такого аукциона.
Пунктом 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В Извещении в разделе требования к участникам установлено, что Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом в соответствии с пунктом 4 статьи 42 закона о контрактной системе, в извещении установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), однако аукционная документация не содержит данное ограничение, что является нарушением части 1 статьи 64 закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку такие нарушения являются существенными и могут повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе и Административного регламента, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" обоснованной в части неправомерного установления требований о выписке членства СРО, а также в части срока оплаты выполненных работ, которое установлено не верно.
2. Признать Уполномоченный орган нарушившим часть 8 статьи 30, часть 6 статьи 31, часть 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Хакасского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
Члены комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 31 мая 2021 г. N 019/06/64-500/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021