Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
"_", заместителя руководителя управления; |
Членов комиссии: |
"_", главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии представителей сторон:
от заявителя - ИП "_" (далее - Заявитель, Податель жалобы, Предприниматель):
- "_", на основании доверенности N б/н от 27.10.2021 года;
уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп РХ, уполномоченный орган):
- "_", на основании доверенности от 11.01.2021 N 1,
государственного Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасии (далее - Заказчик, Минздрав РХ):
- "_", на основании доверенности N б/н от 01.04.2021,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ИП "_" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку специальных продуктов детского питания для детей в возрасте до трёх лет в 2021 году (закупка N 0380200000121002240) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего описание объекта закупки, которое не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:
1. Заказчик определил неверные коды ОКПД2 закупаемых товаров по позициям 2, 3, 4, 6 технического задания аукционной документации. Кроме того, не использовал показатели КТРУ ни в одном из пунктов технического задания.
2. Заказчиком указаны дополнительные характеристики (показатели) не предусмотренные позициями КТРУ без указания обоснования необходимости применения указания характеристик (показателей).
3. Заказчиком нарушен пункт 3 Приказа Минфина N126Н от 4 июня 2018 года, который запрещает включать в один лот товары, присутствующие в перечне и отсутствующие в нем.
Представитель Заявителя, принимавший участие в заседании Комиссии, поддержал доводы жалобы и настаивал на её обоснованности.
Заказчиком в материалы дела представлены запрашиваемые документы и пояснения (вх. N 5272 от 01.06.2021), в которых указывает, что не согласен с доводами жалобы, а именно:
- при описании объекта закупки Заказчик руководствовался правилами, установленными Техническими регламентами,
- коды ОКПД2, выбранные Заказчиком, полностью соответствуют наименованию требуемой продукции,
- относительно нарушения пункта 3 Приказа Минфина N126Н довод жалобы не обоснован.
В свою очередь представитель уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя, представив в материалы дела запрашиваемые документы и пояснения (вх. N 5268 от 01.06.2021) и сообщил, что при проведении Аукциона, уполномоченный орган и его комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 19.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 043 624,32 рублей;
3) источник финансирования - средства Республиканского бюджета Республики Хакасия (КБК 806 1003 5030 114060 244 340);
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе N ЭА/21-002373 от 19.05.2021 года утверждена Министром здравоохранения Республики Хакасия "_" (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 5.12.2017 N 630);
6) дата и время начала подачи заявок 19.05.2021 12:29;
7) дата и время окончания подачи заявок 27.05.2021 08:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 28.05.2021;
9) дата и время проведения аукциона 31.05.2021;
10) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки. Все участники допущены к участию в аукционе;
11) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона, наименьшее предложение поступило о участника с идентификационным номером заявки 109884481 - 3 384 384,00 руб. (снижение - 44,0%);
12) на момент рассмотрения жалобы протокол подведения итогов не размещен.
По первому доводу жалобы Комиссия приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе, наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно пункту 1 Правил формирования каталога, они определяют порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Согласно пункту 10 Правил формирования каталога, в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункту 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в: плане закупок; плане-графике закупок; формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок; извещении об осуществлении закупки; приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение); документации о закупке; контракте.
Согласно пункта 4 Правил использования каталога, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой рабо-ты, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
Описание объекта закупки установлены Заказчиком в Техническом задании к документации об Аукционе.
Так согласно по позициям 2, 3, 4 Технического задания Заказчиком установлен следующий код по ОКПД: 10.86.10.133 "Смеси молочные адаптированные (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста", по позиции 6 - код по ОКПД: 10.86.10.134 "Смеси молочные последующие сухие для детей раннего возраста".
По коду ОКПД 10.86.10.134 в КТРУ отсутствует информация.
По коду ОКПД 10.86.10.134 в КТРУ установлены следующие коды 10.86.10.133-00000001-00000008, с 02.03.2020 обязательные к применению с определенным наименованием характеристик и значением характеристик. При этом, заказчик не использовал указанные обязательные характеристики.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что под характеристики позиций 2, 3, 4 и 6 Технического задания, установленных Заказчиком в аукционной документации, на основании Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67 (ред. от 19.12.2019) "О техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (вместе с "ТР ТС 033/2013. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности молока и молочной продукции"), Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 880 от 9 декабря 2011 г., подходят следующие описания Кода по ОКПД2:
- по Позиции N 2 "Адаптированная сухая гипоаллергенная молочная смесь для детей с риском развития пищевой аллергии с рождения до 6 месяцев" и по позиции N 6 "Последующая сухая гипоаллергенная молочная смесь для детей с риском развития пищевой аллергии на основе частичногидролизованного белка с 6 до 12 месяцев" код ОКПД 2: 10.86.10.192 "Продукция детского питания на основе полных или частичных гидролизатов белка" с кодом по КТРУ 10.86.10.192-00000002 "Смесь на основе гидролизованного белка для детского питания";
- по Позиции N 3 "Адаптированная сухая молочная смесь для детей с рождения, антирефлюксная" код ОКПД 2: 10.86.10.191 "Продукция молочная для детского питания профилактического и лечебного назначения" с кодом по КТРУ 10.86.10.191-00000007 "Смесь для детей с функциональным нарушением пищеварения";
- по Позиции N 4 "Адаптированная сухая молочная смесь для питания недоношенных, маловесных детей с 0 до 6 месяцев" код ОКПД 2: 10.86.10.139 "Продукция смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста" с кодом по КТРУ 10.86.10.139-00000005 "Смесь для маловесных и недоношенных детей".
Комиссией установлено, что дата начала обязательного применения информации по позициям КТРУ 10.86.10.192-00000002, 10.86.10.139-00000005 и 10.86.10.191-00000007 наступила с 02.03.2020.
Следовательно, на основании имеющихся сведений, Комиссия констатирует, что Заказчиком в рассматриваемом случае неправомерно выбран код ОКПД2 и не использованы вышеуказанные коды КТРУ.
Таким образом, в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы обоснован.
По второму доводу жалобы Комиссия приходит к следующим выводам.
Как было указано ранее, во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства N 145 утверждены в том числе Правила использования каталога.
Пунктом 5 Правил в том числе определено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил также установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком при описании объекта закупки установлены в том числе следующие показатели: белки, жиры, линолевая кислота, углеводы, таурин, альфа-линолевая кислота, докозагексоеновая кислота, арахидоновая кислота, витамины, минералы (данный перечень не является исчерпывающим) с указанием значений показателей в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, обоснование необходимости использования такой информации Заказчиком указано в подтабличной части Технического задания: "Обоснование для характеристик, отсутствующих в КТРУ: Поставляемый товар соответствует Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012), Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), ГОСТ Р 52405-2005".
Комиссия, проанализировав вышеуказанное, приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика.
Довод жалобы не обоснован.
Относительно третьего довода жалобы Комиссия приходит к следующему.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
При этом, перечень товаров сформирован на основании кодов по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Выбор соответствующего кода влияет на применение/неприменение запретов и ограничений национального режима.
Согласно пункту 3 Приказа N 126н для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.
На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию указанной в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии со сведениями извещения Аукциона и пункта 23 информационной карты аукционной документации следует, что Заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств в соответствии с Приказом N 126н.
Вместе с тем, в Приложении приказа Минфина России N 126н Коды ОКПД2: 10.86.10.192 и 10.86.10.191 отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, выразившемся в неправомерном установлении Заказчиком условий допуска товаров, предусмотренных положениями Приказа N 126н, ввиду того, что предметом одного лота являются товары, указанные в Приложении N 126н и не указанные в нем. Вышеуказанное нарушение Заказчиком требований части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод обоснован.
Поскольку выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, то в соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Комиссией принимается решение о выдаче Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП "_" обоснованной в части определения неверных кодов ОКПД2 закупаемых товаров по позициям 2, 3, 4, 6 технического задания аукционной документации, отсутствия использования показателей КТРУ, а также нарушения пункта 3 Приказа Минфина N126Н от 4 июня 2018 года.
2. Признать в действиях Заказчика - Министерства здравоохранения Республики Хакасия нарушения части 4 статьи 14, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и его комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 3 июня 2021 г. N 019/06/23-534/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021