Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
в присутствии представителей:
от уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края Лаврук И.И. (представитель по доверенности от 08.04.2021 N4),
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского: Яцков В.Д. (представитель по доверенности от 01/21-ФАС),
от ООО "МТ Техника" представитель не явился (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "МТ Техника" и материалы дела N 027/06/64-700/2021,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "МТ Техника" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: стойка эндоскопическая (эндовидеохирургический комплекс для торакохирургических оперативных вмешательств), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002521002957).
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что описание объекта закупки нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и влечет ограничение количества участников закуупки.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002521002957 о проведении электронного аукциона форме размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.05.2021.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: стойка эндоскопическая (эндовидеохирургический комплекс для торакохирургических оперативных вмешательств), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 415 217,00 рублей.
Уполномоченный орган, заказчик предоставили мотивированные отзывы на жалобу, в соответствии с которым считает доводы жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела N 027/06/64-700/2021, заслушав представителей уполномоченного органа, Заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В своей жалобе Заявитель указывает на несоответствие фактических кодов КТРУ и кодов КТРУ, указанных в информации об объекте закупки.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, предметом закупки является стойка эндоскопическая (эндовидеохирургический комплекс для торакохирургических оперативных вмешательств), код ОКПД2 26.60.12.110 "Аппараты электродиагностические".
Выбор данного кода обусловлен потребностью заказчика, так как приобретается эндовидеохирургический комплекс в целом для выполнения торакохирургических операций, а не отдельные его составляющие, которые несмотря на свое существование как отдельная единица оборудования не позволят заказчику проводить подобные операции. Только в сочетании всех составляющих единиц оборудования в комплексе позволит заказчику проводить вышеуказанные операции.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.11.2014 N 1882-ст (далее - Приказ) утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56279-2014 "Изделия медицинские электрические. Стойки эндоскопические. Технические требования для государственных закупок" устанавливающий основные требования к приборному составу, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок на стойки эндоскопические.
Исходя из этого, заказчиком были определены позиции КТРУ, соответствующие составляющим элементам, имеющим функциональную зависимость, входящими в стойку эндоскопическую, в которой у заказчика имеется потребность (Раздел III "Техническая часть" аукционной документации):
- п. 1 "Процессор видеоизображений для эндоскопии" (КТРУ 26.60.12.119- 00000376);
-п. 2 "Видеокамера эндоскопа" (КТРУ 26.60.12.119-00000372);
-п. 3 "Видеодисплей для эндоскопии" (КТРУ 26.60.12.119-00000389);
-п. 4 "Источник света эндоскопический, с питанием от сети" (КТРУ 26.60.12.119-00000371);
-п. 5 "Стойка для медицинской техники" (КТРУ 32.50.50.190-00000157);
-п. 6 "Генератор для эндоскопической системы диатермической электрохирургии" (КТРУ 32.50.50.190-00000908);
-п. 7 "Инсуффлятор лапароскопический" (КТРУ 32.50.50.190-00001172).
-п. 8 "Насос эндоскопический для промывания/аспирации" (КТРУ 32.50.50.190-00001035).
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Заказчик, формируя требования к характеристикам эндовидеохирургического комплекса для торакохирургических оперативных вмешательств исходил из специфики деятельности и потребности в медицинских изделиях, способствующих своевременному и качественному оказанию пациентам медицинской помощи. Достижение эффективности и результативности осуществления закупок не представляется возможным в отсутствие надлежащего описания объекта закупки, установленного в соответствии с потребностью заказчика и требованиями законодательства.
Таким образом, заказчиком определен объект закупки в соответствии с кодом ОКПД2 26.60.12.110 "Аппараты электродиагностические", а в описании составляющих элементов, входящие в комплекс "Стойка эндоскопическая", использованы характеристики содержащиеся в КТРУ, в соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Довод жалобы признается необоснованным.
Заявитель считает, что указанные в Разделе III "Техническая часть" аукционной документации характеристики товара ограничивают количество участников закупки:
N п/п |
Наименование товара, его показатели |
Предлагаемое значение показателей |
|||
1.5 |
Подключение модуля для гибкой эндоскопии |
Подключение гибкой эндоскопии |
|||
1.7. |
Подключение модуля для 3D визуализации |
|
|||
1.8 |
Подключения модуля для 4K головок камеры |
Подключение 4K головок камеры |
|||
1.14 |
Модуль для жесткой эндоскопии |
Подключение жесткой эндоскопии |
|||
1.9 |
Управление приборами эндоскопической стойки с видеоголовки камеры (источником света эндоскопическим, инсуффлятором лапароскопическим, насосом эндоскопическим для промывания/аспирации) |
Наличие |
|||
1.6 |
Подключение одночиповых FULL HD головок камеры для жесткой эндоскопии |
Наличие |
|||
1.12 |
Режимы спектразонального эндоскопического изображения |
Наличие |
|||
2.9 |
Спектрозональное эндоскопическое изображение |
Наличие |
|||
4.7 |
Дистанционное управление источником света |
Наличие |
При этом, как следует из информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок п. 1.5 "Подключение модуля гибкой эндоскопии", п.1.7 "Подключение модуля для 3D визуализация", п.1.8 "Подключение модуля для 4К головок камеры", п. 1.14 "Модуль для жесткой эндоскопии" раздела III "Техническая часть" аукционной документации, которые по мнению заявителя ограничивают допуск к участию в аукционе других производителей, изменены и изложены в следующей редакции: п. 1.5 "Подключение гибкой эндоскопии"; п.1.7 "3D визуализация"; п.1.8 "Подключение 4К головок камеры"; п.1.14 "Подключение жесткой эндоскопии".
Таким образом, описанные в пунктах 1.5 - 1.8, 1.14 параметры характеризуют функциональную совместимость видеосистемы с различными типами технологий визуализации (гибкая эндоскопия, FULL HD камеры для жесткой эндоскопии, жесткая эндоскопия, 3D визуализация, совместимость с 4К головками камеры), доступными на рынке в РФ у двух и более производителей медицинского оборудования (Richard Wolf; Olympus; Karl Storz и пр.).
По мнению заявителя, управление приборами эндоскопической стойки с видеоголовки камеры может осуществляться разными способами, в том числе с панели приборов. При этом, заявитель не уточняет с панели каких именно приборов предполагается управление, в то время как заказчиком чётко указано "управление с головки видеокамеры".
Данная функция необходима для возможности управления приборами непосредственно хирургом во время проведения операции в стерильной зоне без применения дополнительных настроек и без участия третьих лиц.
Таким образом, установление заказчиком требования по п 1.9 "Управление приборами эндоскопической стойки с видеоголовки камеры (источником света эндоскопическим, инсуффлятором лапароскопическим)" обоснованно и соответствует потребностям заказчика для качественного торакохирургического оперативного вмешательства.
Заявитель считает, что режим спектрозонального эндоскопического изображения (п. 1.12 режимы спектрозонального эндоскопического изображения, 2.9 спектрозональное эндоскопическое изображение) не может быть реализован с источником света с параметрами, указанными в п.4 "Источник света эндоскопический, с питанием от сети" раздела III "Техническая часть" аукционной документации.
При этом. Как следует из пояснений Заказчика для реализации спектрозонального эндоскопического изображения не требуются специализированные источники света. Специализированные источники света требуются для реализации флуоресцентных методов визуализации в ближнем инфракрасном спектре с индоцианином зеленым или при фотодинамической диагностике. Спектрозональные режимы основываются на инвертировании цветов, за счет программного обеспечения камеры.
Таким образом, поскольку довод заявителя о невозможности реализации режима спектрозонального эндоскопического изображения с источником эндоскопического света ничем не подтвержден, Комиссия Хабаровского УФАС России признает довод заявителя не обоснованным.
Заявитель считает, что заказчик в техническом задании не дал обоснование по п. 2.4 "Парфокальный оптический зум".
Однако в действующей редакции раздела III "Техническая часть" аукционной документации по пункту 2.4 имеется обоснование установления дополнительных требований, в случае отсутствия таковых в ГОСТ. Так, в обосновании установлено: "Для изменения фокусного расстояния (увеличении или уменьшении степень увеличения) при котором фокус будет оставаться на одном месте, там куда он был настроен, при этом не требуется перефокусироваться после изменения фокусного расстояния".
По мнению заявителя, установление в и. 4.7 помимо дистанционного источника света еще и автоматического, позволит подстраивать оптимальное освещение в зависимости от расстояния от объекта, что не требует дополнительной регулировки управления, что в свою очередь улучшает визуализацию в эндоскопии.
Однако, как следует из пояснений Заказчика, дистанционное управление осуществляется за счет соединения источника света и камеры, что позволяет хирургу во время операции включать/выключать источник света, регулировать его яркость с помощью кнопок управления головки камеры. В случае автоматического управления источником света человеческий фактор сводится к минимуму, что не позволяет хирургу принимать самостоятельные решения во время сложных операций, в том числе регулировать яркость в зависимости от ситуации.
Таким образом, установление в пункте 4.7 раздела III "Техническая часть" аукционной документации требования "Дистанционное управление источником света" является для заказчика важным параметром для проведения качественного торакохирургического оперативного вмешательства.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России в ходе рассмотрения дела, описание объекта закупки обосновано потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы жалобы признаются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МТ Техника" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий: стойка эндоскопическая (эндовидеохирургический комплекс для торакохирургических оперативных вмешательств), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002521002957) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 28 мая 2021 г. N 7-1/212
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021