Резолютивная часть объявлена 28.05.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р.- Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Яковлева Е.П. по доверенности N 03 от 27.05.2021 г.;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Кмышева Э.А. по доверенности N 3 от 13.01.2020 г.,
рассмотрев жалобу от ООО "МосТэк" (ИНН 7714829780 ОГРН: 1117746073081) от 21.05.2021 N4632-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И.Яцкив", уполномоченного органа Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона предметом которого является электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Гепарин натрия (извещение N 0387200009121001529) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "МосТэк" (ИНН 7714829780 ОГРН: 1117746073081) от 21.05.2021 N4632-ЭП/21 (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона (извещение N 0387200009121001529).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению Заявителя, отстранение его заявки от участия в закупке является неправомерным.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 указанного Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В техническом задании Заказчика указано следующее (выдержка):
N п/п |
Описание (характеристики) объекта закупки |
Ед. изм. |
Объем поставки лекарственного препарата |
|||
МНН(группировочние или химическое наименование) |
Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма*, дозировка лекарственного препарата ** |
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Гепарин натрия |
раствор для внутривенного и подкожного введения 5000 ЕД/мл или эквивалентные лекарственные формы и дозировки: раствор для инъекций, 5000 МЕ/мл, раствор для внутривенного и подкожного введения, 5000 МЕ/мл |
Да |
Нет |
мл |
87500 |
Остаточный срок годности лекарственного препарата на дату поставки Заказчику :
- для товара с общим сроком годности до 1 года - не менее 9 месяцев
- для товара с общим сроком годности от 1-го года до 3-х лет - не менее 12 месяцев;
- для товара с общим сроком годности от 3-х до 5-ти лет - не менее 18 месяцев
Согласно пункту 24 аукционной документации (Инструкция по заполнению заявки) указано следующее (выдержка по значимым пунктам):
Раздел I "конкретные значения"
Участник предлагает одно конкретное значение, за исключением описания диапазонных значений (Раздел II), в случае применения заказчиком в техническом задании при описании значения показателя с использованием следующих слов (знаков):
- слов "не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное;
- слов "до" - участником предоставляется значение меньше указанного, за исключением случаев, когда указанное значение сопровождается словом "включительно" либо используется при диапазонном значении;
- слов "от" - участником предоставляется указанное значение или превышающее его;
- слов "от_ до_" - участником предоставляется одно конкретное значение в рамках значений.
Комиссия Управления, трактуя требования Заказчика в техническом задании в соответствии с инструкцией аукционной документации, а также согласно общей логики, считает, что в случае срока годности товара до 1 года остаточный срок годности товара должен быть 9 месяцев или более; в случае срока годности товара от 1-го года до 3-х лет - остаточный срок годности товара 12 месяцев или более, вместе с тем по шкале градации срока годности товара от 3-х до 5-ти лет значение ОТ 3-х лет является аналогичным значению ДО 3-х лет, следовательно, предоставление остаточного срока годности товара может подпадать как при значении от 1 до 3 лет, так и от 3 до 5 лет.
Так, согласно заявке N 8 (ООО "МОСТЭК") участник понял, что если товар сроком годности 3 года, то к нему подпадает градация "для товара с общим сроком годности от 1-го года до 3-х лет - не менее 12 месяцев".
Таким образом, приведенная градация указания остаточного срока годности товара ввела участника ООО "МОСТЭК" в заблуждение.
Комиссия Управления полагает, что указанная градация составлена неправомерно, вводит участников закупки в заблуждение и не согласуется с положениями части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель жалобы указывает, что аукционная комиссия нарушила Закон о контрактной системе признав его заявку несоответствующей.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно частям 4-5 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
5. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.05.2021 N0387200009121001529-1 заявку N 8 отклонили по следующему основанию:
"П. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе:
В соответствии с Техническим заданием, заказчику требуется лекарственный препарат МНН Гепарин натрия, остаточный срок годности лекарственного препарата (на момент поставки) - для товара с общим сроком годности от 3-х лет до 5-ти лет - не менее 18 месяцев.
Участник предлагает к поставке лекарственный препарат МНН Гепарин натрия, торговое наименование Гепарин.
Исходя из срока годности предложенного препарата (3 года), остаточный срок годности должен составлять не менее 18 месяцев.
Участник в своей заявке указывает остаточный срок годности лекарственного препарата на дату поставки - не менее 12 месяцев".
Комиссия Управления, заслушав позицию уполномоченного органа, представляющего аукционную комиссию, заявителя пришла к мнению, что уполномоченный орган трактовал положения вышеприведенной инструкции иным образом, а именно, что в случае срока годности товара 3 года следует применять шкалу градации "- для товара с общим сроком годности от 3-х до 5-ти лет - не менее 18 месяцев". Данная трактовка технического задания (шкалы срока годности) и инструкции также имеет место в рассматриваемом случае, при таких обстоятельствах отклонение заявки N 8 было совершенно правомерно.
Однако, как указано ранее, приведенная градация указания остаточного срока годности товара не является надлежащей, наличие двух толкований не соотносится с принципами эффективности, прозрачности, открытости Закона о контрактной системе.
В силу вышеизложенного, довод Заявителя не является обоснованным, в действиях аукционной комиссии нарушений не выявлено, но документация составлена с нарушением положений части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о выдаче обязательного для исполнения предписания.
Жалоба ООО "МосТэк" (ИНН 7714829780 ОГРН: 1117746073081) от 21.05.2021 N4632-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МосТэк" (ИНН 7714829780 ОГРН: 1117746073081) от 21.05.2021 N4632-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И.Яцкив", уполномоченного органа Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона предметом которого является электронный аукцион на право заключения государственного контракта на поставку лекарственного препарата Гепарин натрия (извещение N 0387200009121001529) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И.Яцкив" нарушение части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Бюджетне учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская окружная клиническая больница имени В.И.Яцкив", уполномоченному органу Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А. Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 июня 2021 г. N 086/06/67-828/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021