Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "КОМПЛЕКТ" на положение документации об электронном аукционе на поставку знаков дорожных (идентификационный номер: 2854-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0857200000221000194), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку знаков дорожных (идентификационный номер: 2854-А-ГЗ-Л) (номер извещения: 0857200000221000194).
Извещение N 0857200000221000194 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 20.05.2021 09:41.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 033 362,79 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 03.06.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
24.05.2021 (вх. N 493-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 27.05.2021 года в 14 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N 493-з от 24.05.2021 г.).
Заказчиком при описании объекта Закупки нарушены положения п. 2 ч. 1 ст. 33 закона о контрактной системе в части обоснования необходимости использования иных показателей, которые установлены в соответствующем ГОСТе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения вх. N 949-р от 26.05.2021 года в материалах дела):
Заказчиком при описании технического задания и описания объекта закупки были учтены требования п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, соответственно в техническое задание включено обоснование включения дополнительных показателей (характеристик) в описании объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно требования к техническим характеристикам (показателям) к поставляемым товарам, Заказчиком установлены требования к дорожным знакам:
Конструкция знаков должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004, другой нормативной документации и настоящего Описания объекта закупки.
Дорожные знаки должны быть изготовлены из оцинкованного листового металла толщиной не менее 0,8 мм.
Для увеличения жесткости контура, дорожный знак должен иметь:
- тройную отбортовку шириной не менее 8 мм по прямым сторонам знака****;
- одинарную на закругленных частях;
- круглые знаки должны иметь двойную отбортовку по всей длине окружности.
Основа дорожного знака должна иметь клеймение, выполненное методом давления, на торцевой отбортовке с левой стороны с указанием: номера знака, наименование производителя, наименование Заказчика и год производства. Высота клеймения должна быть не менее 5 мм и не более 8 мм.*****
Крепление дорожных знаков должно быть выполнено при помощи хомутов (в комплекте: хомут, болт, гайка, две шайбы) из оцинкованной стали толщиной не менее 0,8 мм и должны обеспечивать:
- надежность крепежного соединения с поверхностью знака;
- не искажать геометрию дорожного знака в пределе (более 1 мм);
- исключать поворот дорожного знака вокруг стоечной оси;
-.элементы крепления знака не должны искажать информацию на его лицевой поверхности.
Обоснование необходимости включения дополнительных характеристик:
**** тройная отбортовка увеличивает общую жесткость конструкции дорожных знаков и предотвращает деформацию щитков при актах вандализма.
***** клеймо на торце щитка знака устанавливается с целью предотвращения хищения знаков и облегчения их поиска при краже, так же клеймо облегчает поиск нужных знаков в общей стопке при складировании.
Изучив ГОСТ Р 52290-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования" (далее ГОСТ Р 52290-2004) Комиссия приходит к выводу о том, что данным стандартом не предусмотрены характеристики товара в виде и тройной отбортовки.
Так же, пунктом 5.7.1 ГОСТ Р 52290-2004 установлено следующее:
Маркировку знака общей площадью не более 100 см2 наносят на его обратную сторону. Табличка должна изготовляться из световозвращающей пленки типа А белого или желтого цвета, на которую наносят маркирующие надписи черного цвета.
В дополнение к маркировке из световозвращающей пленки допускается наносить маркировку метками типа RFID и т.п.
Примечание - RFID-метка (Radio Frequency IDentification - радиочастотная идентификация) - устройство для хранения данных об объектах и их автоматической идентификации, которые считываются (записываются) посредством радиосигналов.
Маркировка должна содержать следующие данные:
а) товарный знак предприятия-изготовителя;
б) дату изготовления;
в) обозначение настоящего стандарта;
г) обозначение технических условий;
д) надпись "дата установки..." со свободным полем, на которое во время установки знака несмываемым маркером черного цвета наносят дату установки знака;
е) тип, наименование и номер серии используемой световозвращающей пленки.
Кроме этого, на знаках с внутренним освещением маркировка должна дополнительно содержать:
а) номинальное напряжение в вольтах;
б) количество ламп;
в) номинальную мощность каждой лампы в ваттах.
При отсутствии в ГОСТе Р 52290-2004 указанных характеристик у заказчика нет обязанности в смысле статьи 33 Закона о контрактной системе обосновывать ее применение при описании товара.
Требования статьи 33 Закона о контрактной системе не нарушены, поскольку в этой норме предусматривается обязанность в документации о закупке указать при описании объекта закупки обоснование тех показателей, характеристик, их значений, которые предусмотрены соответствующим государственным стандартом, но им не соответствуют, тогда как в данном случае установлено отсутствие спорных характеристик в ГОСТе Р 52290-2004.
Более того, Заказчиком обоснована необходимость использования дополнительных требований к объекту закупки, отсутствующих в ГОСТ.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, а также ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. В торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики) и в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям.
Таким образом, включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Условия аукционной документации, предъявляющие дополнительные требования к объекту закупки, его объективным качественным характеристиками сами по себе не могут быть признаны противоречащими Закону о контрактной системе либо антимонопольному законодательству, если у Комиссии отсутствуют доказательства того, что соответствующее условие включено в документацию специально, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующего субъекту и фактически исключает возможность участия в торгах какого-либо иного лица.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КОМПЛЕКТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 1 июня 2021 г. N 060/06/33-288/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021