Резолютивная часть решения оглашена "1" июня 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "4" июня 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель: заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
главный специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Гончарова С.В.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей
ТОГКУ "Тамбовавтодор" - _.,
комитета государственного заказа Тамбовской области _,
в отсутствие представителей ООО "Джули", уведомленного о времени и дате рассмотрения надлежаще,
рассмотрев посредством видеоконферец-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - Заявитель, Общество) на действия ТОГКУ "Тамбовавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Котовск"-Старчики-Кариан-Строганово-Сампур км 0+000- км 6+800 Тамбовский район (извещение N 0164200003021001319) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) опубликовал 23.04.2021 на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок извещение N 0164200003021001319 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги "Тамбов-Котовск"-Старчики-Кариан-Строганово-Сампур км 0+000- км 6+800 Тамбовский район (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена контракта - 102 134 930,00 руб.
Заказчик - Тамбовское областное государственное казенное учреждение "Тамбовавтодор".
ООО "Джули", считая документацию Конкурса несоответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в Тамбовское УФАС России.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в её удовлетворении по основаниям, указанным в отзывах на жалобу.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пояснения сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
1. Заявитель указывает, что права и законные интересы Общества нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в конкурсной документации показателя оценки опыта работы, связанного со стоимостью ранее исполненных контрактов, а именно стоимость каждого из исполненных государственных (муниципальных) контрактов должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки, поскольку в конкурсной документации установлена исключительно минимальная стоимость контрактов (договоров), необходимых для получения баллов участниками закупки, при установленных данных показателях. Кроме того, по мнению Заявителя, указание срока исполнения контрактов (не ранее чем за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе) может привести к ограничению числа участников в данной процедуре.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что доказательств в подтверждение данного довода Общество не представило.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев данный довод, приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 3 статьи 24 Закона о контрактной системе определено, что под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Частью 14 статьи 54.7 Закона о контрактной системе установлено, что победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер.
На основании изложенного, в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый Заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
3) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия);
4) зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Приложении N2 к конкурсной документации Заказчиком установлен порядок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости критериев.
Первым критерием конкурса является стоимостной критерий оценки заявок "Цена контракта". Коэффициент значимости критерия - 0,6.
Вторым критерием оценки заявок является нестоимостной критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Коэффициент значимости критерия - 0,4.
При оценке по нестоимостному критерию Заказчиком будет оцениваться опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, а именно:
"Показатель: общее количество исполненных контрактов.
Подтверждается копиями исполненных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, выполняемых на автомобильных дорогах автомобильных дорог за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, сведения о которых содержатся в реестре контрактов и копиями документов, подтверждающих приемку выполненных работ (акт выполненных работ или КС-2 "Акт о приемке выполненных работ"). Такие контракты должны быть заключены в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Все работы должны быть выполнены в объемах, установленных государственными (муниципальными) контрактами. Оценке не подлежат контракты, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Стоимость каждого из исполненных государственных (муниципальных) контрактов должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки.
Шкала оценки показателя:
- 0- - 0 баллов,
-1 контракт- 25 баллов,
- 2 контракта -50 баллов
- 3 контракта- 75 баллов
- 4 контракта и более - 100 баллов
- коэффициент значимости показателя, КЗ=1".
Какие именно нормы действующего законодательства нарушил Заказчик и как это нарушает права и законные интересы Заявителя Общество в своей жалобе не указало.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что действия Заказчика в части установления срока исполненных контрактов и стоимости каждого исполненного контракта не менее 50% от начальной (максимальной) цены закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и требованиям Правил.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Тамбовского УФАС России Заявитель не явился и не представил документов, подтверждающих обоснованность рассмотренного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и иных подзаконных актов указанной сферы законодательства.
Заявитель не представил обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы Общества как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства того, что обжалуемые им положения документации о закупке необоснованно создают одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Рассмотренный довод жалобы признается необоснованным.
2. Заявитель считает, что требование Заказчика о предоставлении контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников конкурса.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что требование Заказчика о подтверждении наличия у участников закупки опыта копиями только государственных (муниципальных) контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе ограничивает участников закупки, так как это дает неправомерное преимущество тем хозяйствующим субъектам, которые имеют опыт выполнения указанных работ для государственных (муниципальных) нужд, по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, которые имеют опыт выполнения аналогических работ, но не в рамках госзакупок.
Требования Закона о контрактной системе и Правил не содержат права заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить опыт исполнения контракта (договора). Опыт выполнения работ участников закупки определяется выполнением работ, связанных с предметом контракта, а также успешным выполнением работ сопоставимого характера и объема.
Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что приведенное требование нарушает принцип равноправия и ограничивает конкуренцию по отношению к тем участникам, которые имеют требуемый опыт, но не в рамках законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в части неправомерного установления в качестве оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 8, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассмотренный довод жалобы Комиссия Тамбовского УФАС России признает обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" обоснованной в части неправомерного установления в качестве оценки наличие опыта выполнения работ исключительно по государственным (муниципальным) контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Признать Заказчика - ТОГКУ "Тамбовавтодор" нарушившим ч. 2 ст. 8, ч.1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание для устранения выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии В.В. Иванов
Члены комиссии Н.Е. Козлова
С.В. Гончарова
Исп.: Козлова Н.Е..,
тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 июня 2021 г. N 068/06/54.3-443/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021