Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Джули" на действия Заказчика - МКУ "Служба единого заказчика - застройщика" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, строительство многоквартирных жилых домов по адресу: г.Уссурийск, ул. Александра Зеленского, д. 30 (извещение N 0320300031121000057) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как :
- неправомерно сокращен установленный законодательством перечень контрактов, подлежащих оценке;
- не стоимостной критерий установлен с нарушением;
- порядок оценки опыта установлен с нарушением.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что документация подготовлена без нарушений требований действующего законодательства.
Огласив жалобу, заслушав пояснения присутствующей стороны, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона N44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 32 Закона N44-ФЗ закреплено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 Правил 2оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27(2) Правил определено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с пунктом 27 (3) Правил для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, Правилами установлены наименования видов контрактов (договоров) подлежащих оценке.
Между тем, в нарушение Правил заказчиком в документации установлено, что к оценке принимаются контракты на "выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства".
Следовательно, сократив установленный законодательством перечень контрактов, подлежащих оценке Заказчик допустил нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ.
Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать "предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме". В п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Федерального закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, в том числе "документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе".
Таким образом, ни нормами Федерального закона N 44-ФЗ, ни нормами Постановления N 1085 не установлены запреты на установление заказчиком в документации о закупке требования о предоставлении в качестве документов, подтверждающих опыт выполнения работ, для целей оценки заявки контрактов (договоров), исполненных без применения к такому исполнителю (участнику закупки) неустоек (штрафов, пени).
Также требование в ряде случаев предоставления участником закупки сведений об опыте исполнения контрактов (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) встречается в ряде норм Федерального закона N 44-ФЗ, например, в ч. 8.1 ст. 96.
Более того в пп. б п. 27 Правил оценки говориться об оценке опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Едва ли контракт (договор), исполненный с применением к участнику неустоек (штрафов, пеней), можно гарантированно считать подтверждением опыта успешного выполнения работ.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок:
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателю будут учитываться при оценке следующие виды контрактов (договоров):учитываются контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки, а именно: выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства. При этом календарная дата заключения контракта (договора) должна быть не ранее 2016 г. Стоимость работ по каждому из выполненных контрактов (договоров) должна составлять не менее 60 процентов начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу.
Заявитель указывает, что порядок оценки заявок по критерию не содержит градации баллов, что делает невозможность выявления лучшего предложения, так как участник закупки может получить либо 0, либо 100 балов.
Комиссия Приморского УФАС России отмечает, что примененные Заказчиком в порядке оценки шкалы не предусматривают пропорциональное выставление баллов по каждому показателю, что объективно не позволяет выявить лучшее предложение участников закупки по оспариваемым показателям.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены сведения, свидетельствующие о правомерности действий Заказчика при установлении подобным образом положений порядка оценки заявок по оспариваемому показателю.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Ответственность за вышеуказанные нарушения предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на действия Заказчика - МКУ "Служба единого заказчика - застройщика" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, строительство многоквартирных жилых домов по адресу: г.Уссурийск, ул. Александра Зеленского, д. 30 (извещение N 0320300031121000057) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что при проведении аукциона допущено нарушение:
- пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ, т.к. установил порядок оценки заявок с нарушением требований действующего законодательства.
3. Выдать заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 1 июня 2021 г. N 025/06/54.3-624/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021