Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Стройтехнология" на действия Заказчика - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по нанесению вновь и восстановлению изношенной горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Приморского края в 2021 году II этап (извещение N0820500000821002743) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как:
- критерии оценки установлены с нарушением требований действующего законодательства;
- отсутствует инструкция по заполнению заявки;
- требуется предоставление документов и информации, не предусмотренных законодательством.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что документация подготовлена без нарушений требований действующего законодательства.
Огласив жалобу, заслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона N44-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Разделом 1 тома 1.1 части II документации установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме.
Показателем нестоимостного критерия оценки является:
Показатель критерия оценки |
Содержание показателя |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
Оценивается наличие у участника закупки опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов (договоров) на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования, заключенных в соответствии с Федеральным законом ''О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд'' или Федеральным законом ''О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц'' за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого каждого государственного/муниципального контракта/договора должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка. Подтверждающие документы: - копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. |
Необходимо отметить, что в соответствии с ГОСТ Р51256-2018 помимо горизонтальной разметки существует и вертикальная разметка.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация), устанавливающая состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог.
Согласно части 3 Классификации при капитальном ремонте автомобильных дорог проводятся работы по нанесению разметки как временной, так и постоянной.
В соответствии с частью 5 Классификации при ремонте автомобильных дорог проводятся работы по нанесению временной разметки на период ремонта, удаление временной разметки и нанесение постоянной разметки после завершения ремонта.
Частью 6 Классификации закреплено, что в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят работы по уходу за разметкой, нанесение вновь и восстановление изношенной вертикальной и горизонтальной разметки, в том числе на элементах дорожных сооружений, с удалением остатков старой разметки.
В связи с тем, что работы по нанесению разметки осуществляются, в том числе, в рамках проведения ремонта/содержания/капитального ремонта автомобильных дорог, установление Заказчиком критерия оценки по опыту участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в части выполнения исключительно работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования является ограничивающим.
На основании вышеизложенного, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Довод об отсутствии инструкции по заполнению заявки в составе документации не нашел своего подтверждения по следующим основаниям.
Конкурсная документация содержит инструкцию по заполнению 1 части заявок, приложенной отдельным файлом, а также Раздел 2 "Предусмотренные статьями 54.4, 56.1 Закона N 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению" Части II конкурсной документации. Кроме того, в п. 12 Раздела 1 Тома 1 Части I документации подробно расписан порядок подачи заявок на участие в конкурсе в электронной форме. Таким образом, Инструкция по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.2 Закона N 44-ФЗ размещена Заказчиком в полном объеме.
Довод о предоставлении документов и информации, не предусмотренных законодательством в составе второй части заявки, не нашел своего подтверждения по следующим основаниям.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 54.3 конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Частью 6 статьи 54.4 Закона N44-ФЗ определены документы и информация, которые должны содержаться во второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме
В соответствии с частью 7 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 настоящей статьи, не допускается.
В Информационной карте конкурсной документации, а также в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, Заказчиком не установлены требования по предоставлению документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 54.4 Закона N 44-ФЗ. Указание Заказчиком в инструкции (Раздел 2 конкурсной документации) пунктов, которые должна содержать 2 часть заявки, не является установлением требований к участникам и не является нарушением Заказчиком требований части 7 статьи 54.4 Закона N 44-ФЗ.
Проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Правовое регулирование конкурентных отношений и отношений, связанных с размещением заказов, предполагает взаимосвязанные цели и задачи. Так, одним из принципов Закона о контрактной системе является обеспечение конкуренции. Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1).
Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.
Согласно приложениям N.1, N1.1 Технического задания конкурсной документации, Заказчику требуется выполнение работ по нанесению вновь и восстановлению изношенной горизонтальной разметки на дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, а именно:
Михайловский муниципальный район, Ханкайский муниципальный район, Хорольский муниципальный район, Владивостокский и Артемовский городские округа, Надеждинский муниципальный район, Находкинский городской округ и Партизанский муниципальный район, Хасанский муниципальный район, Лазовский муниципальный район, Шкотовский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Пограничный муниципальный район, Спасский муниципальный район, Уссурийский городской округ, Черниговский муниципальный район, Дальнегорский городской округ, Кавалеровский муниципальный район, Ольгинский муниципальный район, Тернейский муниципальный район, Арсеньевский городской округ, Анучинский муниципальный район, Дальнереченский городской округ, Дальнереченский муниципальный район, Красноармейский муниципальный район, Кировский муниципальный район, Пожарский муниципальный район, Чугуевский муниципальный район, Яковлевский муниципальный район, Лесозаводский городской округ, т.е. на территории 30 административно-территориальных единиц.
Общая протяженность дорог, на которых необходимо проведение работ, составляет 3059,23 км.
В рассматриваемом случае у заказчика не имелось каких-либо препятствий для разделения лотов; необоснованное размещение заказа укрупненным лотом нарушило принцип равнодоступности при проведении торгов, повлекло за собой ограничение количества участников закупки (в том числе, в связи с увеличением цены контракта, значительного размера обеспечения заявки, необходимости задействовать дополнительные трудовые и финансовые ресурсы), исключило возможность участия в торгах участников соответствующего рынка, тем самым привело к ограничению конкуренции при проведении торгов
Начальная (максимальная) цена контракта составила 207 272 084,62 рублей. Соответственно, в извещении о проведении Конкурса установлено обеспечение заявки участника закупки в размере 10 363 604,23 рублей, а обеспечение исполнения контракта - 62 181 625,39 рублей, что влияет на количество участников закупки.
В рассматриваемой ситуации негативное влияние на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лота выражается в вытеснении малых, экономически слабых потенциальных исполнителей государственных контрактов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении заявки и (или) требование об обеспечении исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что укрупнение лота путем включения в него работ, выполняемых на различных территориях (направлениях), значительно отдаленных друг от друга, влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могли принять участие в аукционе, но не смогли воспользоваться своим правом ввиду значительных издержек, и может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований статьи 8 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтехнология" на действия Заказчика - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Приморского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по нанесению вновь и восстановлению изношенной горизонтальной дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Приморского края в 2021 году II этап (извещение N 0820500000821002743) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что при проведении конкурса допущено нарушение:
- пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона N44-ФЗ, т.к. порядок оценки заявок установлен с нарушением требований действующего законодательства.
- статьи 8 Закона N 44-ФЗ так как необоснованно укрупнен предмет закупки
3. Выдать заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого конкурса.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 1 июня 2021 г. N 025/06/54.3-627/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021