Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Чащина С.А. на действия Заказчика - ФГБОУВО "ТГМУ" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на поставку кондиционера (извещение N0320100004221000015) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе влечет ограничение количества участников закупки.
Также заявитель считает, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном им порядке. Кроме того рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
Заказчик представил письменные, не согласившись с доводами жалобы, и считает, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Согласно пояснениям Заказчика необходимость инверторного типа и зимнего комплекта обусловлена специфическими особенностями помещений где планируется к установке закупаемый кондиционер, а именно наличие в них оборудования, вырабатывающего тепло, которое даже в зимний период требуется выводить из помещения. Кондиционер планируется к установке в серверном помещении Заказчика.
Кроме того, связи с необходимостью обеспечения температурного режима серверного оборудования Заказчик при определении характеристик объекта закупки руководствовался следующим:
Компрессор инверторного кондиционера запускается практически с нулевой мощностью, постепенно поднимая ее и достигая 100%. Когда воздух в помещении охлаждается до нужных параметров, компрессор не выключается, а снижает скорость оборотов двигателя, уходя в нагрузку 5-10%. В таком режиме устройство продолжает работать до тех пор, пока пользователь не изменит заданную температуру, либо до полного выключения. То есть, инверторный кондиционер охлаждает практически постоянно, но оказывает нагрузку на сеть в разы меньше, чем обычный. Для помещения серверной этот показатель является важнейшим. Ввиду того что любые скачки в электросети не желательны и могут привести к выходу из строя дорогостоящего оборудования, требуется исключить регулярные стартовые нагрузки, которые отражаются не электросети крайне негативно. Кроме того, инвертор обеспечивает постоянное поддержание в помещении заданной температуры, без каких-либо скачков и колебаний
Необходимо также отметить, что характеристикам, указанным в документации, соответствуют не менее 2 кондиционеров:
Характеристики |
требуемые Daikin FTXM71M / RXM71M |
кондиционер Panasonic Etherea CS- Z71TKEW/CU- Z71TKE |
кондиционер General ASHG24LFCC |
тип управления |
инверторный |
инверторный |
инверторный |
обслуживаемая площадь не менее 70 м |
70 |
70 |
70 |
мощность охлаждения не менее 7,1 кВт |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
мощность обогрева не менее 8,0 кВт |
8,2 |
8,6 |
8 |
потребляемая мощность при охлаждении не более 2,34 |
2,34 |
2,17 |
2,2 |
потребляемая мощность при охлаждении не более 2,57 |
2,57 |
2,35 |
2,21 |
воздухообмен не менее 17,5 не более 22 м/мин |
20,5 |
21,5 |
18,3 |
габариты внутр. Блока ВхШхГ _%20 |
299x1040x289 |
299x1120x236 |
320x998x238 |
габариты внеш.блока ВхШхГ _%20 |
735x870x320 |
695x875x320 |
620x790x298 |
вес внутрюблока _%20 |
13 кг |
13 |
14 |
вес наружнего блока _%20 |
44 кг |
49 |
41 |
мин раб.температура при охлаждении |
"-10. ..+46" |
"-10...+43" |
"-10...+46" |
мин раб.температура на обогрев |
"-15...+24" |
-15...+24 |
"-15...+24" |
Класс энергоэффективности не ниже А+ |
А++ |
А++ |
А++ |
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Таким образом, в указанной норме заказчику предоставлено право при описании объекта закупки указывать любые характеристики, относящиеся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным, товар с которыми ему необходимым. При этом законодатель не выделяет среди характеристик товара существенные или несущественные. Соответственно, если заказчиком в техническом задании указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики, значит, они для него являются существенными.
Закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик, поставляемого товара в извещении устанавливать такие требования к товару, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям и удовлетворяли бы всех потенциальных участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
Исходя из положений Закона N 44-ФЗ, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.
Заявителем не представлены документально подтвержденные доказательства того, что установленные требования к товару влекут ограничение количества участников закупки, а также доказательства того, что указанным в документации показателям соответствует только товар одного производителя.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем также не представлены.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Чащина С.А. на действия Заказчика - ФГБОУВО "ТГМУ" Министерства здравоохранения РФ при проведении электронного аукциона на поставку кондиционера (извещение N0320100004221000015) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 2 июня 2021 г. N 025/06/64-629/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021