На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, приказа Кабардино-Балкарского УФАС России N 292 от 12.10.2020 г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации от Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике о нарушении заказчиком - Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при исполнении государственных контрактов от 13.11.2020 г. N26/11/2020-ДЛО-МК и от 20.11.2020 г. N27/11/2020-ДЛО-АС-МК,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республики о нарушении законодательства о контрактной системе при исполнении государственных контрактов от 13.11.2020 г. N26/11/2020-ДЛО-МК и от 20.11.2020 г. N27/11/2020-ДЛО-АС-МК.
Рассмотрев доводы, изложенные в обращении, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам:
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N728) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
При этом ФАС России обращает внимание, что с учетом позиции, изложенной в письме ФАС России от 18.03.2020 N ИА/21684/20, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие непреодолимой силы могут осуществляться у единственного поставщика. Таким образом, заказчики вправе проводить закупки, направленные на профилактику, предупреждение, ликвидацию последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе при условии наличия причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
На основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе между Заказчиком и Государственным автономным учреждением "Аптечный склад" заключены государственные контракты от 13.11.2020 г. N26/11/2020-ДЛО-МК и от 20.11.2020 г. N27/11/2020-ДЛО-АС-МК на поставку медикаментов.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий, в том числе, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, у Инспекции отсутствуют полномочия для рассмотрения по существу доводы обращения относительно исполнения государственных контрактов от 13.11.2020 г. N26/11/2020-ДЛО-МК и от 20.11.2020 г. N27/11/2020-ДЛО-АС-МК.
На основании ч.3 ст.103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 ст. 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 ст. 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 ст. 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Исполнение государственного контракта от 13.11.2020 г. N26/11/2020-ДЛО-МК (реестровый номер 2072501144020000147) на поставку медикаментов, сумма контракта 21 305 520,10 рублей в части оплаты поставленного товара: платежные поручения от 07.12.2020 г. N86181 на сумму 1 815 000,00 рублей, от 07.12.2020 г. N86182 на сумму 3 685 000,00 рублей размещены в единой информационной системе 22.12.2020 г., что является нарушением ч.3 ст. 103 Закона о контрактной системе. Платежные поручения от 18.11.2020 г. N80571 на сумму 358926,37 рублей, от 18.11.2020 г. N80572 на сумму 1 470 240,00 рублей, от 18.11.2020 г. N80573 на сумму 296018,89 рублей, от 18.11.2020 г. N80574 на сумму 174900,00 рублей, от 18.11.2020 г. N80700 на сумму 98430,00 рублей, от 18.11.2020 г. N80701 на сумму 764500,00 рублей, размещены в единой информационной системе 25.12.2020 г., что является нарушением ч.3 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Исполнение государственного контракта от 20.11.2020 г. N27/11/2020-ДЛО-АС-МК (реестровый номер 2072501144020000155) на поставку медикаментов, сумма контракта 11 372 679,90 рублей в части приемки (оплаты) поставленного товара: платежные поручения от 10.12.2020 г. N87851 на сумму 1 350 943,90 рублей, от 15.12.2020 г. N89721 на сумму 2 697 492,00 рублей размещены в единой информационной системе 25.12.2020 г., что является нарушением ч.3 ст. 103 Закона о контрактной системе. Товарная накладная от 24.11.2020 г. N00011пр/РП-00009176 на сумму 39 740,00 рублей, от 02.12.2020 г. N0001/ПТМ31-00000241 на сумму 3 630 000,00 рублей размещены в единой информационной системе 16.12.2020 г, что является нарушением части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Платежные поручения от 30.11.2020 г. N83985 на сумму 39737,00 рублей, от 27.11.2020 г. N82771 на сумму 3630000,00 рублей, размещены в единой информационной системе 10.12.2020 г., что является нарушением части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
Инспекция, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576,
Решила:
1. Признать в действиях заказчика - Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики нарушения части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2.Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 31 мая 2021 г. N 007/06/99-575/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021