Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Болюсмед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ОД N2" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (изделия для введения контрастных веществ)" (извещение N 0318200077021000294) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации и указывает, что совокупности характеристик п.1, п.2 объекта закупки соответствует товар единственного производителя, что ограничивает количество участников закупки.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что аукционная документация составлена в соответствии Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "ОД N2" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (изделия для введения контрастных веществ)" (извещение N 0318200077021000294).
Начальная (максимальная) цена контракта - 460 849,90 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком по поз.1,2 указано:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2 или КТРУ |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
||
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Шприц для системы инъекции контрастного вещества |
32.50.13.110-01360 |
шт |
157 |
Описание согласно КТРУ*** |
Стерильный компонент системы инъекции контрастного вещества, предназначенный для введения контрастного вещества или солевого раствора пациенту при проведении процедуры диагностической визуализации. Шприц преимущественно представляет собой сменную камеру для вещества/раствора с поршнем в цилиндре; инъектор контрастного вещества/раствора управляет движением поршня (плунжера). Шприц, как правило, изготавливается из пластмассы и может повторно использоваться для нескольких пациентов (например, до пяти пациентов). Это изделие, пригодное для многоразового использования." |
Соответствует КТРУ |
Использование |
одноразовое |
Соответствует КТРУ |
|||||
Объем, мм |
|
Соответствует КТРУ |
|||||
Наборы для инжекторов, каталожный номер С855-5206 COEUR Inc. США* |
Соответствие |
Дополнительные показатели указаны для обеспечения совместимости шприца с инъекционной системой Nemoto SmartShot alpha, имеющимся в наличии у заказчика, и обусловлена оказанием качественной медицинской помощи, в целях соблюдения ст.41 Конституции РФ в части обеспечения права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие. |
|||||
Наборы для инжектора С855-5206 должны соответствовать требованиям производителя инъекционной системы SmartShot alpha производителя "Nemoto Kyorindo Co., Ltd."Япония, имеющейся в наличии у заказчика |
Соответствие |
||||||
Полная совместимость и разрешение к применению, согласно руководству по эксплуатации инъекционной системы SmartShot alpha производителя "Nemoto Kyorindo Co., Ltd."Япония |
Соответствие |
||||||
Шприц , шт |
1 |
||||||
Материал изготовления цилиндр под посадочное место инжектора |
полипропилен |
||||||
Поршень из двух направляющих, перекрещивающихся под 90' |
соответствие |
||||||
Носик Luer Lock |
соответствие |
||||||
Соединительная магистраль, шт |
1 |
||||||
Длина магистрали, мм. |
не менее 1500 и не более 1550 |
||||||
Внешний диаметр магистрали ,мм |
3 |
||||||
Внутренний диаметр магистрали ,мм |
2 |
||||||
Устройство для многократной аспирации и инъекции во флаконы, шт |
1 |
||||||
Воздушный фильтр |
наличие |
||||||
Фильтр тонкой очистки |
наличие |
||||||
Наличие инструкции по эксплуатации на русском языке |
наличие |
Для удобства эксплуатации и решения вопросов в процессе работы |
|||||
Остаточный срок годности на момент поставки,месяцев |
не менее 12 |
Для удовлетворение нужд Заказчика в качественном товаре, пригодном для хранения в течение года |
|||||
2 |
Шприцы для рентгенконтрастных/магнитоконтрастных веществ и физиологического раствора к устройству для внутривенного введения |
32.50.13.110 |
шт |
30 |
Шприцы SSQK 65/115VS "Байер Медикал Кэа Инк. " США** для контрастных/магнитоконтрастных веществ и физиологического раствора к устройству для внутривенного введения MEDRAD Spectris Solaris EP |
наличие |
Дополнительные показатели указаны для обеспечения совместимости шприца с инъекционной системой MEDRAD Spectris Solaris EP имеющимся в наличии у заказчика, и обусловлена оказанием качественной медицинской помощи, в целях соблюдения ст.41 Конституции РФ в части обеспечения права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие. |
Указание на упаковке каталожного номера SSQK 65/115VS |
наличие |
||||||
Объем шприца для набора контрастного средства, мл |
65 |
||||||
Объем шприца для набора физиологического раствора,мл |
115 |
||||||
Не содержит ЛАТЕКСА |
соответствие |
||||||
Состав: |
наличие |
||||||
FluiDot - индикаторы заполняемости шприцов контрастом и физиологическим раствором |
наличие |
||||||
Силиконовая смазка на плунжере шприца (внутренняя часть) |
наличие |
||||||
Посадочное гнездо плунжера |
Конусовидный плунжер черного цвета с резинкой смазанной по краю. С наружной стороны плунжера расположен T -образный замок для фиксации с поршнем инъектора. Расстояние между упорными планками треугольной формы на наружной стороне плунжера составляет 12 мм. Наружная поверхность неровная-ребристая. |
Для обеспечивания высокой герметичности и плавного хода нутри шприца. |
|||||
Предельная скорость введения контрастного вещества, мл/с |
не менее 10,0 |
Дополнительные показатели указаны для обеспечения совместимости шприца с инъекционной системой MEDRAD Spectris Solaris EP имеющимся в наличии у заказчика, и обусловлена оказанием качественной медицинской помощи, в целях соблюдения ст.41 Конституции РФ в части обеспечения права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие. |
|||||
Индивидуальная стерильная упаковка |
наличие |
Для обеспечения долгого срока хранения и безопасного использования при проведении медицинстких операций . |
|||||
Регистрационного удостоверения на SSQK 65/115VS |
наличие |
Для подтверждение качества и происхождения товаров медицинского назначения |
|||||
Инструкции к SSQK 65/115VS |
наличие |
Для удобства эксплуатации и решения вопросов в процессе работы |
|||||
Остаточный срок годности на момент поставки,месяцев |
не менее 12 |
Для удовлетворение нужд Заказчика в качественном товаре, пригодном для хранения в течение года |
Обоснование указание товарного знака в Описании объекта закупи было приведено в разделе 2 аукционной документации: "Заказчик в рамках договора гарантийного и технического обслуживания обязан обеспечить использование только одобренных и предусмотренных производителем "Nemoto Kyorindo Co., Ltd."Япония расходных материалов".
Заказчик в учреждении использует аппарат системы подачи контрастного вещества для компьютерного томографа производства Nemoto Kyorindo Co., Ltd и медицинские расходные материалы закупаются для использования исключительно с указанным аппаратом. Данное утверждение также приведено в Описании объекта закупки.
В соответствии с ч.3 ст.38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя определяется производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведённых экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников (письмо Росздравнадзора от 05.02.2016 г. N 09-С-571-1414).
При составлении "Описания объекта закупки" Заказчик руководствовался руководством по эксплуатации инъекционной системой, в которой указано, что используются только расходные материалы, одобренные компанией Nemotо. Производитель и перечень таких шприцов и трубок, приведен в скриншоте данного руководства.
Раздел 3 руководства под грифом "ВНИМАНИЕ" предписывает использовать оборудование исключительно в комбинации с расходными материалами, специально одобренными производителем. Одобренными к использованию являются только расходные материалы фирмы COEUR Inc. США. Требуемый шприц с каталожным номером С855-5206 был указан в разделе 2 аукционной документации и полностью соответствует информации указанной производителем.
Таким образом, в целях надлежащей и безопасной эксплуатации медицинского оборудования Заказчик осуществляет закупку расходных запасных частей конкретного производителя, официально одобренного производителем оборудования.
Официальный партнер NEMOTO ООО "Альтаир" в ответе на запрос Заказчика сообщил, что параметры протоколов подачи контрастного вещества пациенту в запрограммированные консоли инжекторов откалиброваны для использования с определенными расходными материалами, которые в обязательном порядке проходят испытания и проверки на заводе-производителе. Производители таких материалов указываются в руководстве по эксплуатации в разделе "Одобренных расходных материалов".
Согласно письму официального партнера NEMOTO, в настоящее время для компании Nemoto для поставки на российский рынок работают производства, непосредственно самого производителя Nemoto, но только в части производства и реализации самого оборудования (инжекторов) и оригинальных запасных частей к нему. В части производства именно расходных материалов на российском рынке представлено исключительно компания Coeur Inc, США.
Заявитель считает, что поз.1,2 "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования, которые ограничивают потенциальных участников закупки.
Лот сформирован Заказчиком в соответствии с потребностью обеспечения кабинета компьютерной и магнитно-резонансной томографии необходимыми расходными материалами, причем по позиции N1 требуются расходные материалы (шприцы) для аппарата системы подачи контрастного вещества для инжектора производства Nemoto Kyorindo Co., Ltd, по позиции N2 требуются расходные материалы (шприцы) для Инъекционной системы для МРТ MEDRADR Spectris Solaris EP
Представитель Заказчика на Комиссии пояснил, что указанные в объекте закупки товары имеют функциональную связь, обусловленную достижением одной цели - обеспечение непрерывного процесса оказания качественной медицинской помощи. Крометого обе позиции лота имеют одно назначение - это шприцы для введения контрастных веществ. Включение в объект закупки изделий установлено исходя из потребностей в высокоэффективном, качественном и своевременном оказании населению медицинской помощи для диагностики и лечения раковых заболеваний. Это свидетельствует о допустимости указания данных расходных материалов и изделий медицинского назначения в качестве объекта закупки в техническом задании аукционной документации.
Все товары, указанные в техническом задании документации о закупке, являются изделиями медицинского назначения и сгруппированы по принципу их функциональной и технологической взаимосвязи в целях возможности обеспечения непрерывного процесса оказания медицинской помощи. Наличие всего комплекса изделий медицинского назначения обязательно для непрерывного процесса оказания медицинской помощи. Отсутствие поставки какого-либо из изделий может нарушить процесс оказания медицинской помощи как единой технологической цепочки. Таким образом, разбивка сформированного аукциона является не только нецелесообразной, но и может привести к снижению качества оказываемой больницей медицинской помощи.
Помимо этого, принцип формирования лота, не является ограничением конкуренции в связи с тем, что предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком данного медицинского изделия может выступать любое физическое, либо юридическое лицо, готовое поставить эти товары. Извещение о проведении аукциона также не содержит ограничений возможности участия в закупке только производителей, т. е. участником закупки может быть любой поставщик. К тому же, законодательством РФ не запрещено участвовать в закупках нескольким претендентам с продукцией одного производителя, поэтому участников может быть неограниченное количество. По цене, круг потенциальных участников также не будет ограничен в силу того, что цена разных поставщиков, как правило, зависит от условий их договорных отношений со своими контрагентами, в том числе с производителем.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Заказчиком получено три предложения от потенциальных поставщиков изделий, которые могут осуществить поставку шприцов для инжекторов по обеим позициям описания объекта закупки.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "_Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре_".
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Заявителем на Комиссии в подтверждение своих доводов каких-либо доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и невозможности закупить и поставить данные товары, не представлено.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Болюсмед" необоснованной.
2.Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200077021000294).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 мая 2021 г. N 796/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021