На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Солина И.М. (далее - Заявитель) на действия министерства природных ресурсов КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме: "Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Краснодарского края, специальными информационными знаками, VI этап" (извещение N 0818500000821002419) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация открытого конкурса в электронной форме составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, а именно: Заказчик необоснованно укрупнен лот, что приводит к ограничению потенциальных Участников закупки. Также Заказчиком неправильно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Краснодарского края, специальными информационными знаками, VI этап" (извещение N 0818500000821002419).
Заказчик - министерство природных ресурсов КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 734 900,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В п.5.1 "Описание объекта закупки" конкурсной документации указано:
5.1 |
Порядок, последовательность действий и (или) условия, которые должны быть соблюдены подрядчиком, исполнителем при выполнении работ, оказании услуг |
подрядчик обязан: 1. Изготовить специальные информационные знаки для обозначения на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов в соответствии с образцами знаков, приведенными в приложении N 1; 2. Установить специальные информационные знаки для обозначения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в местах, определенных ведомостью объемов работ (приложение N 2) и каталогом координат (приложение N 3). В случае невозможности установки информационного знака в точке, определенной каталогом координат, Подрядчик осуществляет перенос специального информационного знака вдоль границы устанавливаемой зоны. Перенос осуществляется Подрядчиком по согласованию с Заказчиком и органом самоуправления муниципального поселения, на территории которого устанавливаются знаки. Согласование осуществляется посредством простановки соответствующей надписи на картографическом материале. 3. Зафиксировать местоположение установленных специальных информационных знаков в системе координат WGS-84. Произвести фотофиксацию и отразить фактические места установки специальных информационных знаков на картографических материалах. В качестве основы картографического материала Подрядчик использует проектные материалы, полученные от Заказчика. |
В соответствии с действующим законодательством, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение их на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется уполномоченными органами субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджету субъекта Российской Федерации. Главным распорядителем данных бюджетных средств является Федеральное агентство водных ресурсов. Решение о финансировании конкретного мероприятия принимается Федеральным агентством водных ресурсов самостоятельно на основании представленных предложений, субъектов Российской Федерации, исходя из принципов эффективности расходования бюджетных средств.
Министерство, в соответствии с водным законодательством, является уполномоченным органом по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края (за исключением морей или их отдельных частей - проливов, заливов, бухт, лиманов и других, а также Краснодарского водохранилища, водохранилищ и каналов, входящих в состав мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности).
В соответствии с перечнем мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в 2016 году, по Краснодарскому краю, министерством реализовано мероприятие "Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Краснодарского края, VI этап",
В составе результатов работ по данному мероприятию, подрядчиком, среди прочего, предоставлено обоснование местоположения установки специальных информационных знаков в местах, соответствующих требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. N 17 "Ор утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов"; согласование мест установки специальных информационных знаков; указано местоположение планируемых к размещению информационных знаков в системе координат WGS 84; карты (в масштабе М 1:10000, 1:5000) с местами установки знаков. Согласно указанным материалам, для закрепления на местности 1643 км границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, необходимо установить 982 специальных информационных знака.
В соответствии с Регламентом формирования бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов в части мероприятий, реализация которых предполагается в рамках субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов, Российской Федерации, предоставляемых по линии Федерального агентства водных ресурсов, указанные материалы направлены министерством в составе обосновывающей документации, представляемой субъектом Российской Федерации в территориальный орган Росводресурсов.
По результатам рассмотрения представленной документации, мероприятие "Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Краснодарского края, специальными информационными знаками, VI этап" рекомендовано для включения в перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в ,2021 году, по Краснодарскому краю. Перечнем предусмотрены сроки, стоимость и количественные показатели необходимые к реализации мероприятий, в том числе мероприятия "Закрепление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории Краснодарского края, специальными информационными знаками, VI этап".
Таким образом, качественные показатели Закупки, в состав водных объектов, протяженность закрепляемых зон и количество информационных знаков являются результатом работы "Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов на территории Краснодарского края, VI этап", выполненной за счет средств федерального бюджета в 2016- 2017 годах и не являются результатом произвольного волеизъявления Заказчика.
Изменение объема работ, предусмотренного Закупкой, нарушит принцип последовательности и соответствия работ по закреплению границ водоохранных зон, работам по определению границ водоохранных зон.
Разделение на несколько лотов по муниципальным районам Краснодарского края может привести к отсутствию участников, желающих заключить контракт в отдаленных районах Краснодарского края, что не отвечает принципу эффективности и результативности.
Таким образом, формирование предмета закупки в таком виде определялось потребностями государственного заказчика в выполнении работ надлежащего качества с целью удовлетворения нужд субъекта Российской Федерации.
Заявитель указывает, что Заказчиком при формировании закупки неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
В ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе указано, что Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе определено, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение N 471-р) утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
Заказчиком применен код согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 84.11.19.190 - "Услуги государственного управления общего характера прочие, не включенные в другие группировки". |
Целью закупки является выявление победителя в лице участника закупи, предложившего лучшие условия исполнения контракта и способного качественно выполнить работы по закреплению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Таким образом, виду отсутствия соответствующего кода в Перечне, утвержденном Распоряжением N 471-р, Заказчик правомерно выбрал способ определения поставщика.
Заявитель указывает, что неистомостные критерии оценки заявок сужают круг потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Разделе 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимостей" конкурсной документации установлено:
- "Цена контракта": значимость критерия - 60%;
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": значимость критерия - 40%.
Непредоставление документов по рассматриваемому критерию оценки не является основанием для признания заявки участника закупки несоответствующей требованиям документации, претензий заявителя об ограничении круга участников данной закупки- являются несостоятельными, более того возможность получить баллы по спорному критерию не исключает возможность потерять установленное количество баллов по другим критериям.
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" содержит в своем составе следующие наименования показателя критерия:
1. Опыт участника по успешному выполнению работ, сопоставимого характера и объема * и объема;
* Аналогичными считаются контракты, заключенные в целях закрепления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками, с ценой каждого из выполненных контрактов не менее 20% от начальной максимальной цены контракта по данному лоту. j
Документами, подтверждающими квалификацию участника, являются копии контрактов, с приложением копий актов приема-передачи или иных документов, подтверждающих приемку товара (выполнение работ, оказание услуг) заказчиками и подписанных обеими сторонами (без замечаний со стороны заказчика), заключенных с 2015 года.
На участие в открытом конкурсе подано 3 заявки участников.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. В указанных действиях Заказчика - министерства природных ресурсов КК нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 мая 2021 г. N ВП-165/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021