Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "МЕДТЕХНИКА" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (инструменты, устройства и сопутствующие медицинские средства для анестезии и реанимации)" (извещение N 0818500000821002402) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно представленным пояснениям, Уполномоченное учреждение, Заказчик с доводами Заявителя не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
06.05.2021 г. Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (инструменты, устройства и сопутствующие медицинские средства для анестезии и реанимации)" (извещение N 0818500000821002402). Заказчик - ГБУЗ "Клинический онкологический диспансер N1" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 895 284,96 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.
Под качеством медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
В соответствии с п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит: каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Довод Заявителя о том, что Заказчик не применил положения постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102), представители уполномоченного учреждения Заказчика считают необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановления N 145), утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Пункт 4 Правил гласит, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Нормой, выраженной в пункте 6 Правил, установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По оспариваемой позиции заказчиком указан КТРУ 32.50.13.190-00470 "Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный". Ввиду отсутствия в данном каталоге, описания товара, работы, услуги по данному коду, заказчик, принимая во внимание право, предусмотренное положениями пункта 5 Правил, включил в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме, необходимые показатели товара и соответствующее обоснование.
Согласно п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
Заказчиком установлены требования:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/Код позиции КТРУ** |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) *** |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Описание, значение |
Основание внесения дополнительных показателей |
|||||
1 |
Контур дыхательный аппарата искуственной вентиляции легких, одноразового использования |
32.50.13.190-00048 |
шт. |
4 264 |
Диаметр трубки, мм |
22 |
КТРУ |
Максимальная длина трубки, см |
не менее 145,1 не более 180 |
КТРУ |
|||||
Переходник Y-образный |
наличие |
для соединения линий вдоха и линий выдоха |
|||||
Съемный угловой коннектор с портом СО2 Луер Лок, снабженный герметичным копачком, с разъемом 22-М/15F |
наличие |
для соединения с коннектором дыхательного модуля |
|||||
Резервный мешок |
наличие |
используется в составе дыхательных контуров при проведении ИВЛ в условиях отсутствия у пациента собственного спонтанного дыхания |
|||||
Длина дополнительной линии (лимб), cм |
не менее 80 не более 100 |
Для возможности удлинения канала дыхательной трубки |
|||||
2 |
Увлажнитель дыхательных смесей без подогрева |
32.50.13.190-00065 |
шт. |
200 |
Объем увлажняющей емкости, см;^мл |
не менее 350,1 не более 400 |
КТРУ |
Рабочий объем жидкости, см;^мл |
не менее 100 не более 160 |
КТРУ |
|||||
3 |
Тепло/влагообменник/бактериальный фильтр, стерильный |
32.50.13.190-00470 |
шт |
14500 |
Внутренний объем, см;^мл |
не менее 51 не более 100 |
КТРУ |
Тип фильтра |
тепловлагообменный |
КТРУ |
|||||
Эффективность фильтрации, % |
не менее 99,9 не более 100 |
КТРУ |
|||||
Порт для взятия проб газа с коннектором Луер и защитной крышкой |
наличие |
Обеспечивает возможность подключения линии мониторинга уровня содержания CO2 в воздушно-газовой смеси, разъем Луер обеспечивает герметичное соединение, крышка для избежания попадания инфекции (в случае неиспользования порта). |
|||||
Диапазон показателя дыхательного объема, см;^мл |
не менее 150-1500 |
Обеспечение эффективности дыхательной функции |
|||||
Мертвое пространство, см;^мл |
не более 55 |
Обеспечение снижения нагрузки на дыхательный контур |
|||||
Разъем со стороны пациента: 15F/22M |
соответствие |
Обеспечение совместимости разъема фильтра с разъемом дыхательной трубкой |
|||||
Разъем со стороны дыхательного контура: 15M/22F |
соответствие |
Обеспечение совместимости разъема фильтра с разъемом контур |
|||||
Площадь фильтрующей мембраны, см |
не менее 26 |
Обеспечение эффективности фильтрации до 99.999% |
|||||
Отсутствие острых углов |
соответствие |
Для исключения риска травмы пациента |
|||||
Не содержит фталатов и латекса |
соответствие |
Для снижения риска возникновения аллергических реакций |
|||||
4 |
Коннектор трубки/маски дыхательного контура, стерильный |
32.50.13.190-00007520 |
шт |
4264 |
Тип трубки |
гофрированная растягивающаяся |
- |
Длина растянутой трубки без учета коннекторов, см |
не менее 15 |
- |
|||||
Конфигурация коннектора со стороны пациента |
двойной вертлужный |
- |
|||||
Разъем коннектора со стороны аппарата: 22F |
соответствие |
- |
|||||
Разъем коннектора со стороны пациента: 22M/15F |
соответствие |
- |
|||||
Порты для санации и бронхоскопии, с крышками |
наличие |
- |
|||||
Регулируемый диапазон мертвого пространства, см;^мл |
не более 25 - 40 |
- |
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование "Мертвое пространство, см;^мл".
Из пояснений Заказчика следует, что установленное требование необходимо для обеспечения снижения нагрузки на дыхательный контур. Мертвое пространство - это часть дыхательного объема, которая не способствует газообмену. Чем больше значение данного параметра, тем выше риск развития гиперкапнии. Соответственно установленное в технических требованиях значение, является оптимальным для нормальной вентиляции пациента с учетом разнообразных нозологических патологий и обосновано клиническим опытом применения лечебным учреждением медицинских изделий для проведения респираторной поддержки.
Также из пояснений Заказчика следует, что показатель "Внутренний объем, см;^мл" включен в раздел "Описание товара, работы, услуги" каталога товаров, работ, услуг и обязателен к применению, соответственно Заказчик включил вышеуказанную информацию в раздел 2 "Описание объекта закупки" документации аукциона в электронной форме.
Другим спорным показателем является "площадь фильтрующей мембраны, см". Площадь фильтрации отражает размеры фильтрующей поверхности, при которой обеспечивается оптимальная эффективность фильтрации в отношении количества микроорганизмов и других частиц, прошедших через фильтр. Указанное Заказчиком значение позволяет обеспечить эффективность фильтрации до 99.999%.
Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 N Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу N A32-23367/2015 и рядом иных актов.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...".
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДТЕХНИКА" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821002402).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 мая 2021 г. N 023/06/64-2614/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021