Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Торговый Дом "Транс-Альфа" (далее - Заявитель) на действия департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г. Краснодара при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по изготовлению кузова для троллейбуса" (извещение N 0318300119421000709) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушением Закона о контрактной системе.
Согласно представленным пояснениям, Уполномоченный орган и Заказчик с доводами Заявителя не согласны. Документация составлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.05.2021 г. уполномоченным органом - Управлением закупок администрации МО г. Краснодара проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по изготовлению кузова для троллейбуса" (извещение N 0318300119421000709). Заказчик - департамент транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г. Краснодара.
Начальная (максимальная) цена контракта - 140 000 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги
Согласно п. 1), п. 2), п. 3) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из пояснений, представленных уполномоченным органом, Заказчиком следует, что характеристики, указанные в "Описании объекта закупки" не противоречат Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 и содержат показатели, отвечающие требованиям Заказчика.
Заказчиком получены коммерческие предложения о готовности выполнения работ по изготовлению кузовов для троллейбуса в соответствии с характеристиками, указанными в описании объекта закупки от производителей: ООО "АЛЬКОР", ОАО "УКХ "Белкоммунмаш".
Также довод Заявителя о закупке не кузовов, а готового транспортного средства, измеряемого штуками, не соответствует действительности. В КТРУ содержится позиция 29.20.90.000 которая обязательна к применению с 01.01.2022 "Услуги по производству кузовов (кузовные работы) транспортных средств, прицепов и полуприцепов отдельные, выполняемые субподрядчиком" с единицей измерения "штука".
Поставка готового укомплектованного транспортного средства в рамках данной закупки невозможна по причине отсутствия в описании объекта закупки требований к установке токоприемника, тягового двигателя, отопителей пассажирского салона, сидений водителя и пассажиров и др. Без данных запчастей и комплектующих эксплуатация объекта закупки не представляется возможной.
В пункте 6 Тхнического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого Решенем Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011) определены понятия транспортных средств, в том числе: "транспортное средство" - устройство на колесном ходу категорий L, М,N, О, предназначенное для перевозка людей, грузов или оборудования,установленного на нем".
Статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения, а также пунктом 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N1090 (далее - ПДД) определен термин транспортного средства: "транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам люде, грузов или оборудования, установленного на нем".
В соответствии с разделом 2 ТР ТС 018/2011 "шасси - это устройство на колесном ходу, не оснащенное и (или) кабиной, и (или) двигателем, и (или) кузовом, не предназначенное для эксплуатации в качестве транспортного средства".
Таким образом, результат выполнения работ (кузов или шасси) - это есть ни что иное, как не завершенное изготовлением ТС, которому требуется достройка для его эксплуатации.
На основании вышеизложенного, результат выполнения работ (кузов) - это есть ни что иное, как шасси - устройство на колесном ходу, не оснащенное кабиной и не завершенное изготовлением ТС, которому требуется достройка для его эксплуатации, то есть установка отдельных агрегатов, без которых эксплуатация не представляется возможной (например, сидение водителя, пассажиров, токоприемник, тяговый двигатель, отопители пассажирского салона). Поставка готового укомплектованного транспортного средства в рамках данной закупки невозможна по причине отсутствия в описании объекта закупки требований к указанным частям троллейбуса.
Употребление термина "транспортное средство" в описании объекта закупки подразумевает требования к уже готовому модернизированному транспортному средству.
В результате выполнения работ по изготовлению кузовов (шасси) Подрядчик должен изготовить кузова (шасси) в количестве 10 единиц. В требованиях к выполнению работ максимально подробно указана комплектация результата работ (кузова-шасси), влияющая на качественные и эксплуатационные характеристики, без указания производителей, марок и обозначений согласно требованиям заказчика.
Комплектация кузова также указана согласно необходимым требованиям
Заказчика в связи с необходимостью установки указанных комплектующих именно исполнителем при производстве данных кузовов.
В соответствии с условиями проекта муниципального контракта результат выполненных работ (изготовпенный кузов) должен соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятому Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - ТР ТС 018/2011). Данное соответствие подтверждается соответствующим документом, утвержденным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Такой документ Подрядчик предоставляет Заказчику при сдаче-приемке результатов выполненных работ одновременно с первой партией. При этом, согласно графику выполнения работ срок сдачи первой партии результатов выполненных работ до 31.07.2021.
Пункт 6 ТР ТС 018/2011 предусматривает, что для целей настоящего технического регламента используются понятия, установленные Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18.11.2010, а также применяются термины, которые означают следующее:
"одобрение типа - форма оценки соответствия транспортного средства(шасси) требованиям настоящего технического регламента, установленным в отношении типа транспортного средства (шасси)";
"одобрение типа транспортного средства - документ удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента";
"одобрение типа шасси - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение шасси, отнесенных к одному типу, требованиям настоящего технического регламента".
При этом пункт 8 ТР ТС 018/2011 утверждает, что документами, удостоверяющими соответствие требованиям настоящего технического регламента при выпуске в обращение, являются:
для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа - одобрение типа транспортного средства (далее - ОТТС);
для шасси - одобрение типа шасси (далее - ОТШ);
конструкции транспортного средства - свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства;
для компонентов транспортных средств - декларация о соответствии или сертификат соответствия.
Таким образом, соответствующим документом является либо ОТТС, либо ОТШ, либо Свидетельство о безопасности конструкции ТС.
В результате выполнения работ по изготовлению кузовов (шасси) Подрядчик должен изготовить кузова (шасси) в количестве 10 единиц, что более 1 единицы, свидетельство о безопасности конструкции ТС представлено быть не может. Следовательно, соответствующими документами является либо ОТТС, либо ОТШ.
Наличие указанных документов, как утверждает Заявитель, предполагает проведение испытаний ТС, наличие свидетельства, доказывающее присвоение международного кода производителя WMI, в котором содержится информация, разрешающая производить указанное количество единиц.
Утверждение Заявителя о том, что проверке подвергаются только комплектные ТС относится только к единичным ТС, что не относится к результату выполнения работ по изготовлению кузовов (шасси) в количестве 10 единиц.
Согласно п. 5.4.26 постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее - Госстандарт) осуществляет рассмотрение, утверждение и регистрацию одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) в соответствии с ТР ТС 018/2011. Таким образом, доводы Заявителя об отсутствии документа, утвержденного Роскомнадзором, подтверждающего соответствие кузова ТР ТС 018/2011, не обоснован.
Из пояснений Заказчика следует, что предметом закупки является выполнение работ по изготовлению кузова для троллейбуса, тем самым Заказчком предоставляется возможность любому из производителей изготовить кузов в соответствии с описанием объекта закупки и получить соответствующий ТР ТС 018/2011 документ (либо ОТТС либо ОТШ).
Опыт эксплуатации троллейбусов предприятием показал, что использование ТС (кузова) с габаритными размерами менее 12 250 мм оказывает прямое влияние на пассажировместительность ТС (чем длиннее ТС, тем большее количество пассажиров можем перевозить готовое ТС, тем больше количество мест для сидения возможно разместить в кузове), что влияет на социальную обстановку в городе и скопление пассажиров на остановках в часы пик. Увеличение длины не менее 12 250 мм, позволяет увеличить общую пассажировместимость до 8 человек. Установление определенного параметра не свидетельствует о принадлежности конкретному производителю, так как на рынке представлено как минимум два производителя, уже имеющих габаритные размеры кузова с длиной не менее 12 250 мм, в том числе ООО "АЛЪКОР" и ООО "ПК ТС".
В соответствии с описанием объекта закупки высота ТС не более 3 250 мм. Данный показатель будет дорабатываться и после сборки в готовый троллейбус изменить, так как на кузов будет установлено крышивое оборудование (токоприемники). Высота крышевого оборудования у всех производителей составляет до 0,5 м. При установке данного оборудования высота гового оборудования ТС будет составлять 3 250 мм+500 мм=3 750 мм, что не превышает 4 м. Установление определенного параметра не свидетельствует о принадлежности конкретному производителю, так как все производители имеют транспортные средства высотой до 3 750 мм.
Применение указанных показателей не противоречит требованиям ТР ТС 018/2011.
Количество мест для сидения пассажиров в соответствии с описанием объекта закупки: не менее 33 шт. (без учета места кондуктора), из них с без барьерным доступом (без подъема на подиум и постаменты), не менее 12 штук. В соответствии с ТР ТС 018/2011 ограничения не установлены. Установление определенного параметра не свидетельствует о принадлежности конкретному производителю, так как на рынке представлено два производителя, уже имеющих количество мест для сидения 33 и более, в том числе ООО "АЛЬКОР" и ООО "ПК ТС" имеет компановку ТС с количеством сидений 37 или 34, или 33.
Требования к ветровому стеклу: в соответствии с описанием объекта закупки ветровое стекло панорамное, единое. В соответствии с требованиями пункта 4.1 ТР ТС 018/2011 указано, что транспортное средство должно быть укомплектовано стеклами, предусмотренными изготовителем. Также не допускается наличие дополнительных параметров или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушение ветрового стекла); светопропускание ветрового стекла и стекол, через которое обеспечивается передняя обзорность для водителя должно составлять не менее 70%. Таким образом, указанное требование не противоречит ТР ТС 018/2011, при этом соответствует цели улучшения комфорта не только пассажиров, но и водителя. При этом единое панорамное стекло улучшает обзорность, исключая невидимые (мертвые) зоны, что обеспечивает требование ТР ТС 018/2011 о безопасности ТС при эксплуатации. При этом на рынке представлены не менее 3-х производителей, обеспечивающих установку соответствующих требованиям Заказчика ветровых стекол.
Техническое задание составлено согласно требованиям ст.33 Закона о контрактной системе. В описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 N Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу N A32-23367/2015 и рядом иных актов.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...".
Таким образом, требования, установленные Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки" не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, установление вышеуказанных характеристик применительно к рассматриваемому товару соответствует положениям Постановления N 145 и Закона о контрактной системе, и не требует от Заказчика дополнительной расшифровки или обоснования, а также не вводит участников в заблуждение.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торговый Дом "Транс-Альфа" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119421000709).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 31 мая 2021 г. N 023/06/64-2646/2021 (ключевые темы: транспортные средства - таможенный союз - технический регламент - техническое регулирование - пассажир)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021