Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Дзамихова М.М., в присутствии представителя государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области Катмакова А.А. (доверенность от 25.05.2021 N02-6919), в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Даниловой Ю.Р. (доверенность от 21.05.2021 N01-06-5), Смагулова Р.Г. (доверенность от 21.05.2021 N01-06-6), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Дзамихова М.М. на действия государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр: 12-2021-нр5208 Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области". (реестровый N0825500000721000287), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.05.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Дзамихова М.М. (далее также Заявитель, ИП Дзамихов М.М.) на действия государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области (далее также Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр: 12-2021-нр5208 Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области". (реестровый N0825500000721000287) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 21.05.2021 N04/3815, 04/3816 рассмотрение жалобы было назначено на 26.05.2021 на 11 час.30 мин.
В указанный срок рассмотрение жалобы началось в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Дзамихова М.М., в присутствии представителя государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области Катмакова А.А. (доверенность от 25.05.2021 N02-6919).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11:30 27.05.2021.
После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Дзамихова М.М., в присутствии представителя государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области Катмакова А.А. (доверенность от 25.05.2021 N02-6919), в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Даниловой Ю.Р. (доверенность от 21.05.2021 N01-06-5), Смагулова Р.Г. (доверенность от 21.05.2021 N01-06-6).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
07.05.2021 Заказчиком, Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр: 12-2021-нр5208 Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области". (реестровый N0825500000721000287) и документация об электронном аукционе на право заключить государственный контракт на Шифр: 12-2021-нр5208 Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области". (реестровый N0825500000721000287) (далее - аукционная документация).
В соответствии с извещением начальная (максимальная) цена контракта составила 17 313 615,00 руб.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с указанной частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
Пунктом 4 Постановления N878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункту 5 Постановления N878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 указанного Постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 878 (далее - Порядок), и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с подпунктом б) пункта 2 Порядка обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, если радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Следовательно, в соответствии с Постановлением N878, в случае невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, и ограничения допуска радиоэлектронной продукции заказчиком в ЕИС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, размещается обоснование невозможности соблюдения таких запрета и ограничения, составленное в соответствии с Порядком.
Подпунктом г) пункта 3 Порядка определено, что обоснование должно содержать указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 указанного Порядка).
Согласно извещению, Заказчиком выбран код каталога товаров, работ, услуг 26.20.13.000-00000002 - Интерактивная панель, предусмотренный Перечнем.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте, 07.05.2021 одновременно с извещением о проведении закупки, Заказчиком, Уполномоченным органом размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Вместе с тем, в данном обосновании отсутствует Приложение N1 к данному обоснованию в котором указаны характеристики, по которым оборудование, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным Заказчиком требованиям.
Следовательно, обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не соответствует требованиям Порядка, утвержденного Постановлением N878.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования подпункта г) пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением N878, и часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация электронного аукциона должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствие с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчик в 3.1. аукционной документации установил дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе "24" мая 2021 года в 10:00 (по местному времени).
Согласно п.6.3. аукционной документации в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в п. 4.3. раздела I документации об электронном аукционе запроса уполномоченное учреждение размещает разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника электронного аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил уполномоченному учреждению не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, т.е. не позднее "20" мая 2021 г. Последний день, в течение которого уполномоченное учреждение вправе разместить разъяснения положений документации об электронном аукционе: "24" мая 2021 г.
Таким образом, последней датой на подачу запроса о разъяснении положений документации электронного аукциона является 20.05.2021 г., и так как на дачу разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе у заказчика есть два календарных дня, датой окончания предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации электронного аукциона является - 22.05.2021 г.
Таким образом, в действиях заказчика усматривается нарушение п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Дзамихова М.М. на действия государственного заказчика Министерства образования и науки Астраханской области при проведении электронного аукциона на право заключить государственный контракт на Шифр: 12-2021-нр5208 Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области". (реестровый N0825500000721000287) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Министерство образования и науки Астраханской области нарушившим требования подпункта г) пункта 3 Порядка, утвержденного Постановлением N878, и часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, п. 11 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на Шифр: 12-2021-нр5208 Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области". (реестровый N0825500000721000287).
3. Выдать государственному заказчику Министерству образования и науки Астраханской области предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на Шифр: 12-2021-нр5208 Поставка интерактивного комплекса с вычислительным блоком и мобильным креплением в рамках основного мероприятия по реализации регионального проекта "Цифровая образовательная среда (Астраханская область)" в рамках национального проекта "Образование" государственной программы "Развитие образования Астраханской области". (реестровый N0825500000721000287).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 мая 2021 г. N 030/06/14-713/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021