Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также -Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Илясова В.С., надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителя государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" - Кодьяковой О.Н. (действующая по доверенности Nб\н от 27.05.2021 года), в присутствии представителя уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности N01-06-5 от 21.05.2021 года), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 24.05.2021 поступила жалоба ИП Илясова В.С. (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 28.05.2021 года в 11 часов 00 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.508.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, проведя внеплановую проверку, установила, что 14.05.2021 уполномоченным органом - Государственным казенным учреждением Астраханской области "Региональный центр организации закупок" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297) и документация о нем.
Заказчиком указанного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (далее также - Заказчик).
Аукционная документация утверждена руководителем контрактной службы Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" Кодьяковой О.Н.
В извещение и документацию вносились изменения.
Измененные редакции размещены на официальном сайте 18.05.2021 года (действующая редакция).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 521 524,50 руб.
1.Согласно доводу Заявителя Заказчик неправомерно установил к объекту закупки дополнительные требования, не включенные в позицию КТРУ, не обосновав такие требования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Объектом закупки (реестровый N 0825500000721000297) является поставка дезинфицирующих средств, относящихся к следующим кодам КТРУ: 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000002, 20.20.14.000-00000004, 20.20.14.000-00000009.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Проанализировав извещение и аукционную документацию, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик использует позиции КТРУ, при этом при описании объекта закупки использует не только информацию, включенную в позицию каталога, но и устанавливает дополнительные характеристики к товару.
Например: в пп.5 Технического задания аукционной документации Заказчиком по позиции "Средство дезинфицирующее" Код КТРУ: 20.20.14.000-00000002 установлена такая дополнительная характеристика, как: "Предназначен для всей поверхности тела".
Согласно Технического задания аукционной документации Заказчиком установлено следующее обоснование дополнительных характеристик товара:
"На момент формирования документации об электронном аукционе в КТРУ отсутствуют характеристики товара
Моющий гель для профессионального использования, на водной основе, без отдушек, красителей и щелочей для минимизации нежелательных реакций у медперсонала и пациентов. Не токсично".
Однако КТРУ по позиции 20.20.14.000-00000002 содержит описание товара, а именно устанавливает такую его характеристику, как гель.
Следовательно, размещенное Заказчиком обоснование дополнительных характеристик таковым фактически не является, и Заказчик должен был обосновать необходимость ему дезинфицирующего средства, предназначенного для всей поверхности тела.
Обоснование дополнительных характеристик товара, не включенных в КТРУ, отсутствует также и по другим позициям технического задания аукционной документации (например: по позиции "Средство дезинфицирующее" Код КТРУ: 20.20.14.000-00000005 -"Средство не содержит в своем составе производные альдегида, активный хлор, фенолы, спирты, ферменты, дидецилдиметиламмоний хлорид" (пп.9), по позиции "Средство дезинфицирующее" Код КТРУ: 20.20.14.000-00000004 - "рН средства не выше 7,0. во избежание порчи некоторых видов поверхностей и приборов" (пп.12).
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации необоснованно установлены дополнительные характеристики к товару, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Из жалобы заявителя следует, что Заказчиком в пп.7 Технического задания аукционной документации по позиции "Средство дезинфицирующее" Код КТРУ: 20.20.14.000-00000005 необоснованно установлена такая дополнительная характеристика, как: "Содержит в качестве действующих веществ спирты - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе или смесь спиртов (основание: требование Роспотребнадзора N 02/770-2020-32 от 23.01.2020 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами").
Комиссия Управления не соглашается с данным доводом Заявителя исходя из следующего.
Из Письма Роспотребнадзора от 23.01.2020 N 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами" (далее также - письмо Роспотребнадзора) следует, что для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) - четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе). Содержание действующих веществ указано в Инструкциях по применению.
Таким образом, установленная в пп.7 Технического задания аукционной документации по позиции "Средство дезинфицирующее" дополнительная характеристика как: "Содержание в качестве действующих веществ спирты - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе или смесь спиртов (основание: требование Роспотребнадзора N 02/770-2020-32 от 23.01.2020 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами")" обоснована Заказчиком.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика было пояснено, что установленная дополнительная характеристика по пп.6 Технического задания аукционной документации является технической ошибкой.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Илясова В.С. на действия государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297) обоснованной в части.
2. Признать государственного заказчика Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297).
3. Выдать государственному заказчику Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку дезинфицирующих средств на 2021 год (реестровый N 0825500000721000297).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии:
Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 мая 2021 г. N 030/06/33-728/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021