Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
при участи в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Победителя закупки- представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "МС-ГРУП" (ИНН: 6623075622) на действия Аукционной комиссии (ИНН: 8904074184) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта:" МБОУ "СШ им. Д.И.Коротчаева", расположенное по адресу: ЯНАО, г.Новый Уренгой, район Коротчаево, пр. Мира, 53"", начальная (максимальная) цена контракта - 86 983 398,03 рублей (извещение N 0190300010821000205), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - wwwzakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент).
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. 2510 от 21.05.2021) на действия Аукционной комиссии.
Заявитель считает, что действия Аукционной комиссии противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 29.04.2021 11:13;
3) дата и время окончания подачи заявок - 17.05.2021 08:00;
4) дата проведения аукциона в электронной форме - 17.05.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель сообщил, что решение аукционной комиссии о соответствии требованиям, установленным документацией об аукционе ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" не правомерно.
Так как в соответствии со сведениями из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru) победитель аукциона (ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ") имеет второй уровень ответственности, то есть стоимость одного договора не должна превышать 500 000 000,00 (Пятьсот миллионов) рублей 00 копеек. При этом по совокупному размеру обязательств по конкурентным способам заключения договоров ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" имеет первый уровень ответственности, то есть предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров не должен превышать 60 000 000,00 (Шестьдесят миллионов) рублей 00 копеек.
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
Таким образом, сведения из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru) свидетельствуют о том, что ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" имеет право принимать участие в конкурентных процедурах, по итогам которых совокупно могут быть заключены договоры на сумму не более 60 млн. руб. Учитывая, что по итогам электронного аукциона предложение ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" о цене контракта составило 77 850 141 (Семьдесят семь миллионов восемьсот пятьдесят тысяч сто сорок один) рубль 24 копейки, считаем, что ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" необоснованно было признано соответствующим требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и признано победителем электронного аукциона.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие втаком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48, частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее -строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее -СРО в области строительства), если иное не установлено нормами ГрК РФ.
Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.
Частями 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в указанные компенсационные фонды на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
Таким образом, из системного толкования статей 55.8, 55.16 ГрК РФ следует, что компенсационный фонд возмещения вреда формируется СРО в обязательном порядке, размер взноса в указанный фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения, а компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств является дополнительным фондом, размер взноса которого зависит от суммарной стоимости договоров, заключенных членом СРО с использованием конкурентных процедур и является необходимым условием для принятия участия в закупках.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.05.2021 N219835 Аукционная комиссия допустила всех участников аукциона, а также Победителем электронного аукциона признан участник электронного аукциона ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" с предложением о цене контракта в размере 77 850 141,24 (Семьдесят семь миллионов восемьсот пятьдесят тысяч сто сорок один) рублей 24 копейки.
Согласно извещению, об осуществлении закупки, документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 86 983 398,03 рублей.
Согласно документации, Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, а именно:
Содержание требования |
Документы, предоставляемые участниками электронного аукциона в подтверждение соответствия единым требованиям |
1) На основании норм п. 1 ч. 1 ст.31 Закона 44-ФЗ о КС о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки должен предоставить: |
Участник должен представить копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (в соответствии с ч.4 чт. 55.17 Градостроительного кодекса РФ). Предоставленная выписка должна подтверждать, что: - участник является членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, объектов капитального строительства; - СРО, в которой состоит участник, имеет компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; - уровень ответственности участника - члена СРО (согласно п. 3.3 выписки "Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств") не должен быть ниже обязательств участника по контракту, заключаемому по результатам настоящего аукциона (не ниже цены контракта предложенной участником), а в случае заключения контракта с единственным исполнителем (подрядчиком) по части 25 ст.93 Закона о контрактной системе, не ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной в настоящей документации.
Все перечисленные выше требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену контракта 3 млн. руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ; - на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. |
Изучив заявку ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" Комиссия установила, что в составе заявки представлена выписка из реестра членов Саморегулируемая организация Союз "Строители Ямало-Ненецкого автономного округа" N 0005097 от 14.04.2021 г. (Регистрационный номер в государственном реестре саморегулируемых организаций СРО-С-073-20112009) согласно которой предельный размер обязательств по договорам не превышает 500 000 000 рублей (второй уровень).
Однако согласно сведениями из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru) победитель аукциона (ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ") по совокупному размеру обязательств по конкурентным способам заключения договоров имеет первый уровень ответственности, то есть предельный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров не должен превышать 60 000 000,00 (Шестьдесят миллионов) рублей 00 копеек.
Также данная информация подтверждается письмом Саморегулируемой организации Союз "Строители ЯНАО" представленное по запросу (исх. 89-176-14/01-07/15 от 25.05.2021) Заказчика из которого следует, что по запросу (исх. N 77/21 от 13.05.2021 г.) ООО "ЯмалПромГражданСтрой" (ИНН 8904088780) была предоставлена выписка из реестра членов СРО Союз "Строители ЯНАО" N 0005097 от 14.05.2021 г. Выписка из реестра членов Союза была направлена посредством электронной почты, по заявлению ООО "ЯмалПромГражданСтрой", оригинал выписки запрошен не был, хранится в СРО Союз "Строители ЯНАО". Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (I уровень ответственности - предельный размер обязательств по договорам не превышает 60 000 000 рублей), в предоставленной Союзом выписке соответствуют сведениям, содержащимся в реестре членов СРО Союз "Строители ЯНАО" и размещенным на сайте Союза в сети "Интернет" (http://npssvanao.ru). а также сведениям из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru). ООО "ЯмалПромГражданСтрой" было подано заявление (исх. N 74/21 от 12.05.2021 г.) о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре членов Союза, в связи с изменением уровня ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, согласно которому ООО "ЯмалПромГражданСтрой" принято решение о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предельный размер обязательств по которым не превышает 500 млн. (пятьсот миллионов) рублей. Дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до заявленного уровня ответственности внесен 25.05.2021 г. Вопрос о внесение изменений в реестр членов СРО Союз "Строители ЯНАО" в сведения об уровне ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств будет рассмотрен на ближайшем заседании Правления СРО Союз "Строители ЯНАО".
По итогам электронного аукциона предложение ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" о цене контракта составило 77 850 141 (Семьдесят семь миллионов восемьсот пятьдесят тысяч сто сорок один) рубль 24 копейки.
Таким образом Комиссией установлено, что сумма обязательств ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" в общем размере превышают уровень ответственности по договорам на выполнение работ (60 000 000 руб.).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей по результатам рассмотрения вторых частей заявок решение о соответствии заявки ООО "ЯМАЛПРОМГРАЖДАНСТРОЙ" требованиям документации об Аукционе нарушают п. 1 ч. 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя нашел свое подтверждение и является обоснованным.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Аукционной комиссии имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о пересмотре вторых частей заявок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО "МС-ГРУП" (ИНН: 6623075622) на действия Аукционной комиссии (ИНН: 8904074184) при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта:" МБОУ "СШ им. Д.И.Коротчаева", расположенное по адресу: ЯНАО, г.Новый Уренгой, район Коротчаево, пр. Мира, 53"", начальная (максимальная) цена контракта - 86 983 398,03 рублей (извещение N 0190300010821000205), обоснованной.
2) Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3) Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4) Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5) Обязать Уполномоченный орган, Заказчика обеспечить уведомление должностных лиц - членов Аукционной комиссии, о необходимости представить в срок до 16.06.2021 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты;
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- приказ (распоряжение) об утверждении состава Аукционной комиссии;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протоколов об административном правонарушении по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностных лиц -назначается на 18.06.2021 в 15 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 мая 2021 г. N 089/06/69-260/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021