Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Андреева А.И. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителя заказчика - Государственного учреждения - Курганское региональное отделение - Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) - Башегуровой Ю.А. (доверенность N 75 от 25.05.2021 г.),
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Интра - Ортопедия", (далее - ООО "Интра - Ортопедия", Заявитель) о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в единой информационной системе (далее- ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил, рассмотрев жалобу ООО "Интра - Ортопедия" на действия Заказчика - Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2021 году (извещение N 0243100002321000025) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2021 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ООО "Интра - Ортопедия" (вх. 1939) на действия Заказчика - Государственного учреждения - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в 2021 году (извещение N 0243100002321000025, далее- Конкурс).
Заявитель считает, что Конкурсная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что в ходе исполнения контракта, заключенного по итогам проведения Конкурса, необходимо поставить 296 единиц протезов нижних конечностей на сумму 45 000 0000 рублей. Заказчиком в Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) стоимостной критерий: цена контракта;
2) нестоимостной критерий: квалификация участников закупки, в том числе наличие у участников финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При этом для нестоимостного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе Заказчиком установлены следующие показатели:
- Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема (b1).
Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявки на участие в конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
Количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 102 штук.
При этом Заказчиком установлено предельное необходимое максимальное значение данного показателя - 510 (пятьсот десять);
- Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера (b2).
Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условия контакта по вине участника.
Объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 9 000 000 руб.
При этом Заказчиком установлено предельное необходимое максимальное значение показателя - 225 000 000 (двести двадцать пять миллионов) рублей.
Заявитель указывает на то, что максимальные значения по данным показателям нестоимостного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в разы больше предусмотренных извещением о проведении Конкурса и Конкурсной документацией, что по мнению Заявителя ставит потенциальных участников Конкурса в неравные условия.
Кроме того Заявитель считает, что требование Заказчика о том, что при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), а также сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Также Заявитель полагает, что сформированное конкурсная документация создало преимущественные условия в торгах организациям (филиалам) ФГУП "Московское протезно-ортопедическое предприятие".
Просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение статьи 8, части 8 статьи 32, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контактной системе, п.27 постановления правительства РФ от 28.11.2013 N1085, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ ("О защите конкуренции", выдать заказчику предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласна по основаниям, изложенным в возражении, которое приобщено к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 02.11.2020 г. на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (извещение N 0243100002320000154).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 45 000 000 рублей 00 копеек.
Заказчиком является Государственное учреждение - Курганское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
На основании части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 4 Правил оценки заявок установлено, что в целях Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил оценки заявок;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пунктам 10 и 11 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В соответствии с пунктом 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Пунктом 27 Правил оценки заявок установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил оценки заявок):
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
- опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
- обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
- обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
- деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок.
При этом согласно пункту 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Из пункта 3 Правил оценки заявок следует, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В разделе IV документации открытого конкурса установлены критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Показатели критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
Значимость критерия в (%) |
Коэффициент значимости критерия / показателя |
Обозначение рейтинга по критерию / показателя |
Стоимостной критерий оценки | |||||
1 |
"Цена контракта" |
Предложение участников закупки в отношении цены контракта |
60 |
0,6 |
Ra |
Нестоимостной критерий оценки | |||||
2 |
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Квалификация участников закупки, в том числе: |
40 |
0,4 |
Rb |
1. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера"; |
х
х |
0,4 |
b1 |
||
2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера". |
0,6 |
b2 |
|||
СОВОКУПНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ВСЕХ КРИТЕРИЕВ В (%) |
100 |
Разделом IV установлен нестоимостной критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Величина значимости критерия (%) - 40
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,4
Данный критерий включает в себя два подкритерия:
1. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера"
Оценка показателя (баллы): - 100;
Коэффициент значимости показателя: - 0,4.
По данному показателю оценивается: Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера. Оценивается объем выполненных работ, а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов, выполненных без штрафных санкций (штрафов, пени) за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
При этом количество изготавливаемых протезов в каждом контракте должно быть не менее 5 штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями всех страниц государственных контрактов (с актами выполненных работ и дополнительными соглашениями), заключенных в соответствии с Законом, информация о которых размещена в Единой информационной системе (далее - ЕИС) (опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru), содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 135 штук.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Кmax < Кпред, - по формуле:
b1= КЗ х 100 х (Ki / К max)
б) в случае, если Кmax Кпред, - по формуле:
b1= КЗ х 100 х (Ki / Кпред), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.
2. "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера"
Оценка показателя (баллы): - 100;
Коэффициент значимости показателя: - 0,6.
По данному показателю оценивается: Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера. Оценивается суммарный объем выполненных работ, а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, исчисляемый в рублях по контрактам выполненных без штрафных санкций (штрафов, пени) за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 999 106 (Девятьсот девяносто девять тысяч сто шесть) рублей 80 копеек.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями всех страниц государственных контрактов (с актами выполненных работ и дополнительными соглашениями), заключенных в соответствии с Законом, информация о которых размещена в ЕИС (опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru), содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 24 977 670 (Двадцать четыре миллиона девятьсот семьдесят семь тысяч шестьсот семьдесят) рублей 10 копеек.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) Кmax < Кпред, - по формуле: b2= КЗ х 100 х (Ki / К max),
б) в случае, если Кmax Кпред, - по формуле: b2= КЗ х 100 х (Ki / Кпред), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.
Таким образом, заказчиком для нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" установлены два подкритерия:
1. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера
2. Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого объема и характера
При этом, для каждого подкритерия заказчиком установлены предельно минимальное и максимальное значение:
1. количество в каждом контракте не менее 5 шт. протезов, предельное необходимое максимальное значение показателя - 135 шт.
2. объем выполненных работ в каждом контракте не менее 999 106 руб. 80 коп., предельное необходимое максимальное значение показателя - 24 977 670 руб. 10 коп.
В отношении довода о том, что заказчиком не установлена возможность представления в качестве успешного опыта выполнения работ договоров гражданско-правового характера или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, Комиссия Курганского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 27 Правил оценки предполагается возможность установления показателя опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Как пояснил представитель заказчика, гражданско-правовой договор или договор, заключенный в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, нельзя в полной мере отнести к сопоставимым по характеру, т.к. при их исполнении нет той же степени правовой урегулированности, особо строгого соблюдения сроков, применения мер ответственности, предусмотренной Законом о контрактной системе, а также степени "администрирования" с точки зрения открытости размещения информации об исполнении контрактов и т.д.
Комиссия Управления отмечает, что в рассматриваемом случае критерии оценки заявок установлены в соответствии с положениями Правил оценки, при этом в Правилах не установлены специфические условия в отношении контрактов на выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов, как например, в отношении закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению либо оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций.
Наличие оспариваемых положений конкурсной документации не является препятствием для подачи заявки на участие в конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Интра - Ортопедия" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель председателя комиссии |
_________________/ Иванова А.В. |
Члены комиссии: |
_________________/Стрижова И.М. |
|
________________ /Андреева А.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 26 мая 2021 г. N 05-02/109-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021