Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2021 г.
Изготовлено в полном объеме 31.05.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Мукабенов Б.А. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии следующих представителей посредством Видео-конференц связи:
от Заказчика Администрация Целинного РМО РК - Онкуров Б.С. (доверенность N б/н от 19.05.2021 г.);
от Заявителя ИП Горшкова Е.С. - Штыряев В.В. (доверенность N 1 от 21.05.2021 г.);
от уполномоченного органа Служба регулирования контрактной системы в сфере закупок РК- Очиров В.Г. (доверенность N 1 от 15.01.2021 г.);
Рассмотрев в открытом заседании жалобу ИП Горшкова Е.С.,
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 20.05.2021 г. поступила жалоба от ИП Горшкова Е.С. (далее - Заявитель) на действия заказчика Администрации Целинного РМО РК при проведении совместного электронного аукциона для 30 заказчиков на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (совместная закупка), реестровый номер извещения N 0105500000221000536.
Заявитель в своей жалобе указывает, что положение документации нарушают Закон о контрактной системы.
12.05.2021 года Заказчиком на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N0105500000221000536 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок (совместная закупка).
Начальная (максимальная) цена контракта - 155 035 222 (сто пятьдесят пять миллионов тридцать пять тысяч двести двадцать два) руб. 00 коп.
Дата окончания приема заявок: 20 мая 2021 года время 08:00.
Уведомлением от 21.05.2021 г. рассмотрение жалобы ИП Горшкова Е.С. назначено на 24 мая 2021 года в 16 часов 00 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ИП Горшкова Е.С.
В связи с изучением материалов дела, Комиссия отложила рассмотрение на 26 мая 2021 года в 14 часов 00 минут.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев доводы, изложенные в жалобе заявителя, проанализировав письменные пояснения представленные уполномоченным органом, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Калмыцкого УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Заявитель указывает, что Заказчик в техническом задании при использовании КТРУ использует не все характеристик КТРУ, при этом использует ненадлежащее обоснование, считает Заказчик ограничивает конкуренцию, тем самым нарушает Закон о контрактной системы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Как следует из извещения о проведении совместного электронного аукциона, объектом закупки является "Поставка и монтаж спортивно-технологического оборудования".
В разделе 2. Техническое задание указаны КТРУ: 32.30.14.119-00000062, 32.30.14.119-00000060, 32.30.14.119-00000058, 32.30.14.119-00000064, 32.30.14.119-00000066, 32.30.14.119-00000044, 32.30.14.119-00000046, 32.30.14.119-00000076, 32.30.14.119-00000006, 32.30.14.119-00000086, 32.30.14.119-00000019, 32.30.14.119-00000084, 32.30.14.119-00000032, 32.30.14.119-00000046.
Однако, например в позиции 15 Гимнастический снаряд "П-образный рукоход" КТРУ: 32.30.14.121-00000058. Рукоход, Комиссия установила, что из 15 показателей КТРУ, Заказчик использует 9 показателей КТРУ, аналогичная ситуация со всеми позициями.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
2. Довод следующий: Заказчик устанавливает к товару ГОСТ при этом использует характеристики не соответствующие ГОСТу, а также ненадлежащее обоснование, считает Заказчик ограничивает конкуренцию, тем самым нарушает Закон о контрактной системы.
Что касается обоснования указанного Заказчиком в Техническом задании по поводу использования других характеристик: Обоснование применения дополнительных характеристик: В связи с тем, что по характеристикам, указанным в КТРУ, невозможно определить соответствие товара, предлагаемого к поставке, Заказчиком принято решение об описании технических характеристик данного товара, имеющих существенное значение для Заказчика, в том числе: обеспечение безопасности для населения, обеспечение качества и долговечности поставляемого товара согласно методическим рекомендациям по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры, утвержденных приказом Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27.12.2019 "Об утверждении методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктуры", обеспечение возможности организации и выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) в соответствии с приказом Минспорта России N542.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что приказ Минстроя России N 897/пр, Минспорта России N 1128 от 27.12.2019 г содержит перечень правовых актов, рекомендуемых к учету и подборе и размещении оборудования на объектах с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуре. В составе данного перечня входят ГОСТы. Заказчик установил в Техническом задании следующие ГОСТЫ из перечня: ГОСТ Р 52025-2003 "Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей", ГОСТ Р 52169-2012. Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования.
Остальные ГОСТы используемые Заказчиком в Техническом задании при описании 26 позиций, в данном перечне правовых актов, рекомендуемых к учету и подборе и размещении оборудования на объектах с использованием открытой плоскостной детской игровой и спортивной инфраструктуре, не содержаться.
Следовательно, Заказчик нарушил п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя обоснован.
3. Довод Заявителя следующий, Заказчик установил ОКПД который не подпадает под действие Постановления РФ N 617 от 30.04.2020 г.
Комиссия установила, что Заказчик установил следующие коды ОКПД2 товарам:
22.19.20.112
32.30.14.112
32.30.14.119
32.30.14.121
32.30.14.129
32.99.53.190
В перечне отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов ЕЭС), в отношении которых устанавливается ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства РФ 30.04.2020 г N 617 данные коды установлены:
22.19.20.112 (подуровень ОКПД2 22.19.2) - п.64 перечня
32.30.14.112 (подуровень ОКПД2 32.30.14.110) - п.153 перечня
32.30.14.119 (подуровень ОКПД2 32.30.14.110) - п.153 перечня
32.30.14.121 (подуровень ОКПД2 32.30.14.120) - п.154 перечня
32.30.14.129 (подуровень ОКПД2 32.30.14.120) - п.154 перечня
32.99.53.190 - п.173 перечня
Таким образом, все товары включены в перечень, соответственно требование п.41 пп.2 информационной карты соответствуют Закону о контрактной системы.
Следовательно, довод жалобы не обоснован.
При проведении внеплановой проверки, Калмыцкое УФАС России установила следующее.
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что инструкция по заполнению заявки содержит требования, затрудняющие процесс ее заполнения. Так, в инструкции Комиссией выявлены нарушения Закона, вводящие участников закупки в заблуждение. Заказчиком в инструкции по заполнению заявки необоснованно установлены многочисленные знаки и способы изложений характеристик которыми обозначаются характеристики товаров, подлежащие конкретизации.
Исходя из изложенного Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что инструкция по заполнению заявки и объемное техническое задание, использованные Заказчиком и уполномоченным органом при проведении аукциона, содержали избыточные требования к товарам, а также обширный ряд показателей, не позволяющих точно определить необходимые качества и эксплуатационные характеристики предмета закупки. Таким образом, заказчик фактически использовал инструкцию, призванную упрощать процесс проведения аукциона, для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку они были вынуждены самостоятельно разгадывать его потребность в том или ином значении показателей.
Данная позиция поддержана судами различных инстанций (постановления Арбитражного суда СевероКавказского округа по делу N А53-19097/2016, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делам N А32-47801/2018, N А53-24106/2018, N А53-40566/2019). Так, в одном из своих постановлений Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд указал: "_при разработке инструкции заказчики должны осознавать, что включение её в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью более чёткого и ясного понимания участниками потребностей заказчиков в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения её при разработке требований к предмету закупки создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок".
Исходя из изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям установленным п. 2 ч. 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
А также, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме N 0105500000221000536 на поставку и монтаж спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок поступило 7 заявок из которых 5 заявок отклонены и признаны не соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Горшкова Е.С.- частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрация Целинного РМО РК, уполномоченного органа Службы регулирования контрактной системы в сфере закупок РК нарушенияп.2 ч.1 ст.64, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику Администрации Целинного РМО РК, уполномоченному органу Службе регулирования контрактной системы в сфере закупок РК предписание об аннулировании аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Мукабенов Б.А.
Мархадаева А.М.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 31 мая 2021 г. N 008/06/64-172/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021