Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
от ГБУЗ ЛО "Волховская межрайонная больница" (далее - Заказчик):
от Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган):
в отсутствие представителя ООО "Джули" (далее - Общество, Заявитель), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи (уведомление размещено в ЕИС 21.05.2021),
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 5.4-5.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5623 от 19.05.2021) об оспаривании положении документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Номер извещения о проведении закупки - 0145200000421000497.
Способ определения поставщика - Открытый конкурс в электронной форме.
Наименование объекта закупки - Капитальный ремонт детской поликлиники ГБУЗ ЛО "Волховская межрайонная больница", расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Авиационная, д.19а (второй этап).
Наименование электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - АГЗ РТ, адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://etp.zakazrf.ru.
Дата публикации действующей редакции извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 27.04.2021 NИИ1 в ред. N2 - 27.04.2021 в 14:50 (МСК).
Рассмотрев материалы дела в своей совокупности Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что конкурсная документация Заказчика не содержит надлежащий порядок оценки заявок соответствующий Положениям "Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 28.11.2013 N 1085 утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1085).
Кроме того, Заявитель указывает, что требование о предоставлении исключительно исполненных контрактов (со статусом "исполнение завершено"), является ограничением конкуренции.
Комиссия при принятии решения руководствуется тем, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами N 1085.
В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки (пункт 10 Правил N 1085).
Согласно п. 11 Правил N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки "Квалификация", показателей такого критерия, указанных в пункте 27.2 Правил N 1085.
В соответствии с п. 27.2 Правил N 1085 в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей: а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров); б) общее количество исполненных контрактов (договоров); в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В приложении N 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком определен порядок оценки заявок, определены критерии оценки: ценовой - "цена контракта" и неценовой "Квалификация", в рамках критерия квалификация определен показатель "Общая стоимость исполненных контрактов", соответствующий требованиям пп. а п. 27.2 Правил N 1085. Иные показатели неценовых критериев оценки в документации не устанавливались.
Согласно абз. 5 пп. б п. 27.3 Правил N 1085 для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27.2 Правил N 1085, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке следующий вид контрактов (договоров): контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида, предусмотренного пп. а п. 27.3 Правил N 1085.
Согласно абз. 2 пп. а п. 27.3 Правил N 1085 к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки, относятся объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Согласно приложению N 1 к информационной карте конкурсной документации заказчиком определен вид контрактов (договоров), соответствующий абз. 5 пп. б п. 27.3 Правил N 1085 - контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также определен вид объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки, соответствующий абз. 2 пп. а п. 27.3 Правил N 1085 - объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Иные требования к виду контрактов (договоров), к виду объекта капитального строительства, при оценке по показателю критерия "Квалификация" документация не содержит.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме.
С учетом требований п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе документация должна содержать требования к содержанию, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению в отношении документов, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме
Таким образом, согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заказчик наделен правом определения в конкурсной документации требований к документам, подтверждающим квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме, то есть к контрактам (договорам), подтверждающим заявленные сведения по показателю "Стоимость контрактов".
Установление заказчиком в документации требований к оцениваем контрактам (договорам) в части определения их стоимости, срокам заключения и исполнения соответствует требованиям п. 4 ч. 1 ст. 54.3, п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, не противоречит требованиям п. 11, 27.2, 27.3 Правил N 1085.
Таким образом, довод заявителя о несоответствии порядка оценки заявок по показателю критерия "Квалификация" требованиям Правил N 1085, не находит своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия считает, что Единая информационная система является достоверным источником подтверждения информации об исполнении контрактов и договоров, которой заказчики могут руководствоваться для получения полных открытых данных, в связи с чем, требование о предоставлении исключительно исполненных контрактов не может являться ограничением конкуренции.
Дополнительно, в ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно приложению N 1 к информационной карте документации информация о квалификации подтверждается, в том числе, Таблицей N 2 "Описание выполненных работ по исполненному контракту приложением следующих документов" (далее - Таблица).
В соответствии с графой 5 Таблицы, сноске 1 к Таблице участник закупки описывает каким образом были организованы работы, указанные в исполненном контракте, с указанием развернутого описания по каждому виду работ.
Вместе с тем, в документации не определена степень развернутости описания, необходимая и достаточная для признания контракта (договора) участвующим в оценке, не определены виды работ, подлежащие описанию.
Отсутствие определения в документации необходимой степени развернутости описания, видов работ, подлежащих описанию, указывает на отсутствие порядка сопоставления представляемой участниками информации в заявках количеству начисляемых баллов по показателю критерия "Квалификация".
Таким образом, заказчиком в документации не установлен порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе по показателю "Стоимость контрактов" критерия "Квалификация". Соответственно, заказчиком не соблюдены требования п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Несоблюдение требований п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе является существенным для определения поставщика, что является основанием для выдачи обязательного для исполнения предписания.
Более того, дополнительным фактором необходимости выдачи предписания Комиссией является то, что документация Заказчика имеет ссылки на правовые документы утратившие свою силу.
Так в пункте 4.1. Описания объекта закупки Заказчиком указано, что: "Качество и безопасность выполненных работ, материалов (комплектующих и оборудования), используемых при выполнении работ, должно соответствовать требованиям строительных норм и правил (СНиП, ГОСТ, СанПиН) и других действующих нормативных документов, в том числе:
- Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (ред. от 23.04.2020) "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации")".
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 с 01.01.2021 утратило силу, в связи с изданием Постановления Правительства от 11.07.2020 N 1034, а Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 утверждены новые правила противопожарного режима.
Таким образом, Заказчиком при составлении конкурсной документации не были учтены вступившие в силу с 01.01.2021 изменения законодательства, следовательно, рассматриваемая документация не приведена в соответствие с действующими нормами законодательства, поскольку требует соответствия выполняемых работ недействующим на территории Российской Федерации документам, что указывает на нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в пункте 3.1. проекта контракта, Заказчиком указано, что: "Общая стоимость выполнения работ по Контракту определена в соответствии с аукционным предложением Подрядчика".
При этом, в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0145200000421000497, способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденного в порядке о градостроительной деятельности.
С учетом отсутствия возможности предоставления участниками данной процедуры "аукционного предложения", а проектом контракта не предусмотрена возможность заключения контракта по предложенной участником в ходе проведения открытого конкурса цене, что не соответствует ч.10 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 15. Ст. 54.4. Закона о контрактной системе не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки, не предусмотренные настоящей статьей, а также частями 5 и 6 статьи 24.1 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в Информационной карте Заказчика имеется Таблица N 1 "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема". При этом в Примечании указано: "В случае не предоставления в составе заявки заполненной Таблицы или в случае если Таблица заполнена частично, баллы не присуждаются. В случае отсутствия подтвержденного опыта в заявке участника, начисляется 0 баллов".
Таким образом, Комиссия отмечает, что в конкурсной документации не упоминается о соотношении понятий "Таблица" и "Таблица N1", а предоставление информации не в табличной форме (требуемой Заказчиком), будет являться формальным критерием для присуждения участникам по 0 баллов.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса для закупки N0145200000421000497 Заказчиком установлен Код позиции по КТРУ "41.20.40.900", что согласно расшифровке кода классификатора КТРУ: "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки".
Вместе с тем, объектом закупки, согласно извещению является: "Капитальный ремонт детской поликлиники ГБУЗ ЛО "Волховская межрайонная больница", расположенной по адресу: Ленинградская область, г. Волхов, ул. Авиационная, д.19а (второй этап)".
На основании всего вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика имеются многочисленные нарушения Закона о контрактной системе. Представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено в материалы дела доказательств отсутствия в конкурсной документации противоречий.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, части 6 статьи 32, части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
И.о. председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 мая 2021 г. N 047/06/54.3-1072/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021