Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - МКУ "Единая служба заказчика" Всеволожского района Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Администрации МО "Всеволожский муниципальный р-н Ленинградской области":
от Заявителя - ООО "ВиваСити":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5665 от 20.05.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту системы контроля и управления доступом и автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения о пожаре в МОУ "Лицей N1" г. Всеволожска по адресу: Ленинградская область, г. Всеволожск, ул. Межевая, д. 14.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 09.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 870 096,58 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа возражали против доводов Заявителя, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Заказчиком в составе конкурсной документации размещен пункт 10 приложения 4 Специальной части документации "Информационная карта заказчика" (далее - Приложение), в котором установлены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закон о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком однозначно определены следующие оцениваемые характеристики:
- организационно-технические мероприятия;
- привлекаемые трудовые ресурсы;
- контроль качества выполнения работ;
- правила обеспечения безопасности при выполнении работ;
- используемое оборудование, инвентарь, средства.
При этом, в пункте 2.5 Технического задания установлены пять стадий выполнения работ, в соответствии с которыми участниками готовится предложение в отношении оцениваемого критерия.
В соответствии с положениями документации установлена точная шкала оценки, предполагающая безусловное начисление определенного количества баллов пропорционально представленному предложению по критерию:
О баллов - за отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ;
10 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом такое описание всех стадий выполнения работ представлено частично (определение понятию "частично" приведено на странице7раздела 10 информационной карты - описание стадии выполняемых работ не содержит описания всех видов работ и/или описание хотя бы одного вида работ представлено не в полном объеме), (определение "не в полном объеме" содержится в сноске 8 раздела 10 информационной карты - предложение не содержит описания выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
30 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы двух стадий выполнения работ представлено в полном объеме (определение "в полном объеме" содержится в сноске 7 раздела 10 информационной карты - предложение содержит описание выполняемых работ в отношении всех оцениваемых характеристик);
60 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание хотя бы четырех стадий выполнения работ представлено в полном объеме;
100 баллов - за наличие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям выполнения работ, при этом описание всех стадий выполнения работ представлено в полном объеме.
Соответственно, определенное количество баллов начисляется за фактический конкретный объем предложения, содержащийся в заявке участника закупки, без возможности переоценки таких сведений или субъективного подхода к оценке представленных сведений вне зависимости от детализации предложения участника.
Исходя из представленной информации, установленный в документации порядок оценки заявок по критерию "Качество" зависит от сведений, представленных в заявках участников и присваиваемым количеством баллов.
Выражая мнение о том, что указание на право участников указания в сведениях, предоставляемых в виде таблицы 3: "Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами", якобы могут ввести в заблуждения участников закупки и/или конкурсную комиссию не подтверждается положениями документации.
Так, согласно документации при указании сведений: "Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами", заявка участника будет соответствовать требованиям документации, будут отсутствовать основания для отказа в допуске к участию в конкурсе участнику закупки, при этом, шкалой оценки определено количество баллов, начисляемых участнику по критерию - 0 баллов (отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки хотя бы по одной стадии выполнения работ).
Соответственно, документацией однозначно (не двусмысленно) определены действия комиссии при рассмотрении и оценки заявок, содержащих исключительно фразу: "Участник закупки предлагает выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в Техническом задании, и в соответствии с нормативными документами" - по результатам рассмотрения заявка подлежит допуску, при начислении баллов по показателю - заявке присваивается 0 баллов.
В документации однозначно определен предмет оценки по показателю "Качество работ, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки" - оценивается наличие или отсутствие описания участника конкурса выполнения работ, их количественных и качественных характеристик (предложения о качестве работ), в соответствии с требованиями порядка оценки по показателю и с учетом шкалы оценки, установленной в документации.
Кроме того, документацией определено, что в предложении по показателю "Качество", оценивается предложение по установленным характеристикам, отражающим возможности каждого конкретного участника закупки, что исключает необходимость дублирования требования технического задания документации о закупки, а предполагает указание особенностей исполнения контракта каждым конкретным участником закупки.
Соответственно, в рамках установленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.1 1.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) критерия "Качество" оценивается представленное участником описание объекта закупки, которое содержит в себе порядок исполнения принятых по предлагаемому к заключению контракту обязательств, учитывающий конкретные конкурентные качества потенциального участника закупки, при этом такое описание должно соответствовать установленным в конкурсной документации требованиям.
Таким образом, Заказчиком однозначно определена шкала оценки, предусматривающая начисление пропорционального количества баллов в зависимости от представленного предложения в составе первой части заявки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ВиваСити" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 мая 2021 г. N 047/06/54.3-1058/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021