Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - ГКУ "Управление строительства Ленинградской области":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "Корвет", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5639 от 20.05.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку мебели на объект: "Общежитие на 200 мест агропромышленного факультета государственного института экономики, финансов, права и технологий по адресу: Ленинградская обл., п. Елизаветино, ул. Парковая, д.26а".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 983 061,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Требования к значениям показателей, позволяющим определить соответствие товара, установлены Заказчиком в описании объекта закупки (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержится в Приложении.
Комиссия установила, что из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.05.2021 N0145200000421000482-1 следует, что заявке Заявителя отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"Непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, или представление недостоверной информации (Отказ по п. 1 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ).
Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ).
Основание отклонения: п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, пп. 1 п. 6.1.1 документации об электронном аукционе.
В нарушение требований п. 5.1. документации об электронном аукционе, инструкции по заполнению первой части заявки участником закупки в заявке не представлены конкретные показатели соответствующие требованиям документации об электронном аукционе.
Например, не представлены конкретные показатели по "Столу Тип 2".
Основание отклонения: п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, пп. 2 п. 6.1.1 документации об электронном аукционе.
В нарушение требований п. 5.1. документации об электронном аукционе, инструкции по заполнению первой части заявки участником закупки в заявке указаны сведения, несоответствующие требованиям документации об электронном аукционе.
Например, по позиции N 2 Приложения N1 к Описанию объекта закупки в части указания в заявке "Внутреннее наполнение сиденья" для "Кресла офисного".
Комиссия установила, что Заказчиком в Приложении для товара "Кресло офисное" к показателю (характеристике) "Внутреннее наполнение сиденья" установлено следующее требование - "Поролон повышенной комфортности или объемный формованный пенополиуретан".
Комиссия также установила, что в Инструкции содержатся, в том числе, следующее положение:
- "Если в настоящем описании объекта закупки установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, которые являются взаимоисключающими или вариативными, участник закупки указывает одно из допускаемых настоящим описанием объекта закупки значений, такие требования установлены с использованием слова "либо";
- "В случае если требование к значению показателя товара, которое не может рассматриваться согласно инструкции по заполнению первой части заявки как требование к максимальному и/или минимальному значению показателей (характеристик) товара или как требование к вариантам значений показателей товара, участник закупки указывает значение показателя товара без изменений, как и значение показателя "Диаметр трубы_".
Представитель Заказчика пояснил, что, в настоящей Инструкции не определен порядок предоставления сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе, в случае, когда требования являются взаимоисключающими или вариативными и заданы с использованием формулировки "или", следовательно, участникам закупки по спорному показателю необходимо предоставить сведений в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе без изменений.
Комиссия установила, что Заявитель в составе первой части заявки по спорному показателю (характеристике) "Внутреннее наполнение сиденья" для товара "Кресло офисное" предоставил следующее значение - "Поролон повышенной комфортности".
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что в действиях аукционной комиссии не усматривается нарушений Закона о контрактной системе, а доводы Заявитель относительно неправомерности отклонения его заявки от участия в электронном аукицоне не находят своего подтверждения.
Комиссия установила, что в описании объекта закупки содержится перечень товара (далее - Перечень), поставляемого при оказании услуг:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Шкаф деревянный для документов |
Шт. |
15 |
2 |
Кресло офисное |
Шт. |
7 |
3 |
Тумба офисная деревянная |
Шт. |
12 |
4 |
Стул на металлическом каркасе |
Шт. |
241 |
5 |
Шкаф для одежды деревянный |
Шт. |
8 |
6 |
Стул (банкетка) для клавишных инструментов |
Шт. |
2 |
7 |
Стол письменный Тип 1 |
Шт. |
201 |
8 |
Стол письменный Тип 2 |
Шт. |
15 |
9 |
Стол письменный однотумбовый |
Шт. |
9 |
10 |
Шкаф для одежды деревянный |
Шт. |
101 |
11 |
Скамейка для раздевалок |
Шт. |
17 |
Таким образом, в Перечне содержатся требования к количеству поставляемого товара.
В Инструкции Заказчиком установлено следующее:
"При предоставлении сведений под конкретными показателями следует понимать значения показателей (характеристик) поставляемых товаров, установленных в Таблице N2 к Описанию объекта закупки и Спецификации поставляемых товаров. Положения настоящей инструкции относятся ко всем требованиям к значениям показателей (характеристик) поставляемых товаров, установленных в Таблице N2 к Описанию объекта закупки".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом, в силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, требования к количеству товара не являются функциональными, техническими, качественными или эксплуатационными характеристиками, часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не предусматривает возможности установления количества как требования, соответствие которому необходимо определять с помощью показателей закупаемого товара.
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из изложенного следует, что в Перечне не содержатся какие-либо требования к значениям показателей товара, позволяющие определить соответствие поставляемых товаров необходимым Заказчику характеристикам, в связи с чем приведенное положение Инструкции не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также Инструкция содержит следующее положение:
"При заполнении первой части заявки участник закупки должен предоставить конкретные значения показателей для всех поставляемых товаров, указанных в Спецификации поставляемых товаров".
В соответствии с перечнем Заказчиком предусмотрены следующие наименования поставляемых товаров: Шкаф деревянный для документов; Кресло офисное; Тумба офисная деревянная; Стул на металлическом каркасе; Шкаф для одежды деревянный; Стул (банкетка) для клавишных инструментов; Стол письменный Тип 1; Стол письменный Тип 2; Стол письменный однотумбовый; Шкаф для одежды деревянный; Скамейка для раздевалок. Представитель Заказчика пояснил, что таким образом Заказчику необходимы 11 типов поставляемого товара.
Комиссия установила, что в Приложении установлены требования к конкретным значениям показателей 10 товаров: Шкаф деревянный для документов; Кресло офисное; Тумба офисная деревянная; Стул на металлическом каркасе; Шкаф для одежды деревянный; Стул (банкетка) для клавишных инструментов; Стол письменный; Стол письменный однотумбовый; Шкаф для одежды деревянный; Скамейка для раздевалок. Указания на различные типы поставляемого товара, различия требований к конкретным показателям товаров разных типов в Приложении отсутствуют.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Таким образом, поскольку в аукционной документации содержатся требования к конкретным показателям только 10 видов товара, поставляемого при оказании закупаемых услуг, Заказчик не вправе требовать указания конкретных значений показателей большего количества товаров.
Следовательно, приведенное положение также Инструкции не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом, выявленное нарушение не повлияло на причину отклонения заявки Заявителя от участия в электронном аукционе, в связи с чем, Комиссией принято решение предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корвет" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
3. Не выдавать Заказчику предписание, так как не представлено доказательств, что выявленное нарушение повлияло на процедуру осуществления закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 мая 2021 г. N 047/06/67-1064/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021