Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии на заседании Комиссии представителей сторон по доверенностям:
от Заказчика - МКУ "Единое управление муниципальными заказами" Выборгского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Форес":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5749 от 21.05.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по текущему ремонт (замена оконных блоков и дверей).
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 19.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 473 684,22 рубля.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения документации об открытом конкурсе в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлен некорректный порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Комиссией установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе проводится в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 10 Правил установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, из содержания пунктов 4, 11 Правил следует, что для каждого показателя критерия оценки "квалификация участников закупки" устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. В силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
Комиссией установлено, что в приложении N1 Информационной карты открытого конкурса в электронной форме установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе их содержание и значимость и оценка заявок по критериям.
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе |
Величина значимости критерия в % |
Коэффициент значимости критерия оценки |
1. |
СТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ. Критерий:"Цена контракта". |
60 |
0,6 |
2. |
НЕСТОИМОСТНЫЕ КРИТЕРИИ. Критерий: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". |
40 |
0,4 |
Сумма значимостей критериев оценки заявок на участие в конкурсе |
100 |
1 |
Показатель: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Данный показатель рассчитывается в соответствии с пунктом 29 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, в соответствии со следующей шкалой:
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
А) |
Предложение не представлено или не соответствует уровню шкалы Б), уровню шкалы В), уровню шкалы Г), уровню шкалы Д) |
0 баллов |
Б) |
Наличие не менее 1 исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, соответствующих предмету конкурса, заключенные с заказчиками по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и/или заключенных с заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой каждого контракта не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, за период с 2018 года до даты окончания подачи заявки на участие в конкурсе, и представлены подтверждающие сведения 1) |
5 баллов |
В) |
Наличие не менее 5 исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, соответствующих предмету конкурса, заключенные с заказчиками по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и/или заключенных с заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой каждого контракта не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, за период с 2018 года до даты окончания подачи заявки на участие в конкурсе, и представлены подтверждающие сведения 1) |
20 баллов |
Г) |
Наличие не менее 10 исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, соответствующих предмету конкурса, заключенные с заказчиками по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и/или заключенных с заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой каждого контракта не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, за период с 2018 года до даты окончания подачи заявки на участие в конкурсе, и представлены подтверждающие сведения 1) |
50 баллов |
Д) |
Наличие не менее 20 исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ, соответствующих предмету конкурса, заключенные с заказчиками по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и/или заключенных с заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", с ценой каждого контракта не менее 20 % от начальной (максимальной) цены контракта, за период с 2018 года до даты окончания подачи заявки на участие в конкурсе, и представлены подтверждающие сведения 1) |
100 баллов |
1)Подтверждающими сведениями являются:
В целях подтверждения указанных контрактов (договоров) в составе заявки участник закупки должен предоставить: номер реестровой записи исполненного контракта (договора) из реестра контрактов (договоров), размещенного на сайте www.zakupki.gov.ru, дату заключения, дату исполнения контракта (договора), наименование контрагента (заказчика), наименование предмета контракта(договора), цена исполненного контракта (договора).
Установлено, что надлежаще исполненным контактом (договором) считается контракт (договор), который содержится в реестре контрактов на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и находится в статусе "Исполнение завершено", "Исполнение прекращено".
Для подтверждения опыта участник закупки заполняет Таблицу 1 "Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Формы N1 (примерная) "Часть II. Образцы форм для заполнения участником закупки" (далее - Таблица N 1).
В случае представления сведений, подтверждающих данный показатель, не в полном объеме или отсутствия всех сведений, предусмотренных Таблицей N 1, участнику конкурса по данному показателю присваивается 0 баллов.
При этом установлено, что в случае выявления в предоставленных сведениях неполной, недостоверной информации, в целях начисления баллов по показателю такие сведения не учитываются.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе, предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
В соответствии с частью 11 статьи 54.7 Закона о контрактной системе не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора электронной площадки протокола подачи окончательных предложений, указанного в части 7 статьи 54.6 настоящего Федерального закона, конкурсная комиссия на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащихся в протоколах, указанных в части 6 статьи 54.5 настоящего Федерального закона и части 7 настоящей статьи, присваивает каждой заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что на момент окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оператором электронной площадки представлено на рассмотрение 4 (четыре) заявки. По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме все заявки признаны соответствующими требованиям конкурсной документации и действующего законодательства, и признаны участниками данной закупки.
Также представитель Заказчика указал, что рассмотрение и оценка вторых частей заявок производилась конкурсной комиссией в соответствии с критериями оценки заявок на участие в конкурсе, которые установлены Правилами, при этом итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки. Победителем признается участник закупки, заявке которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг. Заявке такого участника закупки присваивается первый порядковый номер.
Установлено, что на основании результатов оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0845300015021000175, содержащихся в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0845300015021000175 и протоколе рассмотрения вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0845300015021000175, а также в протоколе подачи окончательных предложений 0845300015021000175 конкурсная комиссия в соответствии с частью 11 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ и приняла следующие решения:
Представитель Заказчика пояснил, что установлены следующие критерии оценки по заявке Заявителя:
N п/п |
Критерии оценки |
Порядок оценки |
Коэффициент значимости критерия оценки |
Среднеарифметическая оценка, присваиваемая заявке |
Балл с учетом коэффициента значимости |
1 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня |
|
40.00 |
20 |
8 |
2 |
Цена контракта |
|
60.00 |
1250000 |
60 |
ИТОГО |
68 |
Таким образом оценка заявки осуществлена конкурсной комиссией в соответствии с действующим законодательством и требованиями, установленными в конкурсной документации.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем подана заявка на участие в закупке, что свидетельствует о его полном согласии с положениями документации об открытом конкурсе. Запросов о разъяснении положений конкурсной документации от Заявителя не поступало.
С учетом вышеизложенного, довод заявителя жалобы об отсутствии в документации надлежащего порядка оценки заявок, препятствующего добросовестной конкуренции, и наличии в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, не находят своего подтверждения.
Таким образом, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Форес" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 мая 2021 г. N 047/06/54.3-1087/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021