Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Шурубора Артема Олеговича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения "Хозяйственно-эксплуатационное управление" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Комитет по организации закупок городского округа Реутов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по благоустройству площади администрации с размещением малых архитектурных форм (извещение N 0848300044121000103 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Закупочной документацию в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении закупки размещено на Официальном сайте - 12.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 000 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 20.05.2021.
1. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе документация о Запросе предложений должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений в электронной форме и инструкция по их заполнению. Такие требования должны предусматривать включение в заявку на участие в запросе предложений в электронной форме также наименование страны происхождения закупаемого товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого запроса или доступа к участию в таком запросе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров.
Заказчиком в Приложение N 1 "Форма требований Заказчика к характеристикам объекта закупки и инструкция по её заполнению" к техническому заданию Закупочной документации установлены требования к характеристикам товаров, в том числе:
- для товара "Саженец туя тип 1 Смарагд" по показателю "Рост туи" установлено значение "умеренный, максимальный, годичный прирост не превышает 10 см"; по показателю "К десятилетнему возрасту" установлено значение "туя достигает, обычно, высоты, максимум, не более 2.5 не менее двух метров"; по показателю "Высаживание" установлено значение "необходимо на расстоянии, 0.61_0.49, возможно на освещенных участках, и в условиях полутени"; по показателю "Особенность" установлено значение "отличается зимостойкостью, выдерживает минимальную температуру до минус тридцати пяти градусов цельсия, но в первый год жизни на зиму и весну растение лучше защитить мешковиной, во избежание солнечных ожогов".
- для товара "Саженец туя тип 2 Смарагд" по показателю "Свойства туи" установлено значение "Долговечность, она живет, максимум, от 130 лет, зимостойкостью, растение отлично переносит (но недолго) даже серьезные заморозки"; по показателю "Внешний вид" установлено значение "с хвоей светло-изумрудного цвета, с белыми пятнами, оттенок зависит от яркости солнца: чем оно ярче, тем светлее будет окрас; пестрая туя со светло-кремовыми кончиками веток; отличается необычным золотисто-салатовым (золотисто-желтым) цветом кроны, крона довольно компактна, всего до полутора метров в диаметре, но зато она необыкновенно густая"; по показателю "В высоту" установлено значение "Вырастает, до 3 м, иногда, 4-7 м".
- для товара "Саженец (карликовая береза) тип 1 ГОСТ 26869-86" по показателю "Зимостойкость" установлено значение "Зимостойкость очень высокая, до минус тридцати, растет как на солнце, так и в полутени, к почвам нетребовательна".
- для товара "Саженец туя тип 3 ГОСТ 26869-86" по показателю "Особенность" установлено значение "отличается зимостойкостью, выдерживает минимальную температуру до минус тридцати пяти, но в первый год жизни на зиму и весну растение лучше защитить мешковиной, во избежание солнечных ожогов".
- для товара "Саженец (карликовая береза) тип 3" по показателю "Стойкость" установлено значение "Очень зимостойка, растет как на солнце, так и в полутени, к почвам нетребовательна, светолюбива, малотребовательна к богатству почвы, отличается быстрым ростом, хорошо переносит условия города, очень морозостойка, до минус тридцати".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок на участие в Запросе предложений по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено в том числе следующее:
"По показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчиком будет оцениваться количество контрактов (договоров) по успешно исполненным контрактам (договорам) участником в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и/или N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и/или иных гражданско-правовым договорам (далее - контракт (договор)) сопоставимого характера и объема, за последние три года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке.
Под работами (услугами) сопоставимого характера понимаются работы (услуги) по благоустройству общественных пространств (территории).
Под работами сопоставимого объема понимаются работы по исполненному контракту (договору), цена контракта (договора) которого составляет не менее 100 (ста) % начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится настоящая закупка".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки участников закупки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат заключенные контракты со стоимостью не менее 100 (ста) % от начальной (максимальной) цены контракта, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В Критериях оценки заявок на участие в Запросе предложений по показателю "Деловая репутация участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено в том числе следующее:
"Содержание: Оценивается количество представленных участником закупки сведений о деловой репутации, а именно сведения о количестве благодарственных писем, положительных отзывов, в том числе статьи, опубликованные в СМИ, рекомендательных писем, почетных грамот, наград в сфере профессиональной, полученных участником закупки, за успешное выполнение работ, за последние 3 (три) года, предшествующих даче окончания подачи заявок в настоящем запрос предложений в электронной формее".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки участников закупки, что не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке закупочной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному показателю.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 7 части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 настоящего Федерального закона.
Согласно части 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником такой процедуры, заявке которого присвоен второй номер. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта, прилагаемый к документации и (или) извещению о закупке, заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.
В соответствии с частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 02.04.2021 года на Официальном сайте было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0848300044121000050 на выполнение работ по благоустройству площади администрации с размещением малых архитектурных форм (далее - Аукцион), в результате проведения которого Аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу отказа от заключения контракта от 20.04.2021 NПОК1 участнику Аукциона ООО "МЕГАПОЛИС" (Победитель) отказано в заключении контракта по следующему основанию:
"Заказчик отказывается от заключения Контракта согласно с ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ в связи с установлением недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 5 ст. 66 44-ФЗ. 19.02.2021 года ООО "МЕГАПОЛИС" представил протокол разногласий о смене Генерального директора на Колесникову Веронику Юрьевну. Колесникова Вероника Юрьевна на текущий момент находится в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что является нарушением требований в соответствии с ч. 1.1. ст. 31 N 44-ФЗ".
Вместе с тем, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе запрос предложений может быть проведен в случае признания аукциона несостоявшимся ввиду уклонения победителя от заключения контракта и отказа участника, занявшего второе место.
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, Комиссия установила, что Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с Победителем Аукциона, в связи с чем Заказчиком не соблюдены условия для проведения Запроса предложений.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений нарушают часть 5 статьи 24 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шурубора Артема Олеговича обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пунктов 3, 7 части 6 статьи 83.1, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.05.2021 N 050/06/19920эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 мая 2021 г. N 050/06/19920эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021