Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт контроля закупок Крымского УФАС России Т.С.Демченко,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МУП "ВАРИАНТ" (далее - Заказчик) - Лысенко А.Д. (директор),
- Терентьев Андрей Анатольевич (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения посредством видеоконференц-связи уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу на действия Заказчика при проведении закупки "Бензин автомобильный АИ-95 экологического класса К5" (извещение N0575300000321000004) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика частично согласилась с доводами Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ходе заседания комиссии установлено, что Заявителем 19.05.2021 направлен запрос на разъяснение положений документации следующего содержания:
1. Допускается ли участие в Вашем аукционе физического лица, являющегося плательщиком налога на профессиональный доход с оформлением самозанятости?
2. Какие документы необходимо предоставить в составе своей заявки самозанятому гражданину для участия в Вашем аукционе?
3. В случае подачи заявки на участие в торгах от самозанятого гражданина, будет ли такая заявка допущена к определению поставщика (подрядчика, исполнителя)?
4. В случае победы в торгах, будет ли самозанятый гражданин признан победителем?
5. Какова будет сумма контракта с самозанятым гражданином относительно предложенной им цены на торгах и каким образом будет производиться расчет по контракту с самозанятым гражданином с точки зрения уплаты налогов?
В соответствии с пунктом 24 документации о закупке установлено:
Порядок, даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе |
Дата начала предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе: с момента публикации извещения о проведении электронного аукциона - 17.05.2021 г. Дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе: 25.05.2021 г. (включительно) При условии, что запрос поступил не позднее: 22.05.2021 г. (трёх дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе). Порядок предоставления разъяснений: В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса участника закупки заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос. |
25.05.2021 Заказчиком размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от NРД1 следующего содержания:
Согласно пояснениям Заказчика в связи с нахождением ответственного лица на выезде, ответ на запрос Заявителя не был своевременно дан.
Таким образом, действия Заказчика, не давшего ответ на запрос разъяснений положений документации об аукционе в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, а также в части не указания предмета запроса нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 19 документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Вместе с тем в соответствии с пунктом 19 документации преимущества субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не предоставляются.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и нарушении Заказчиком пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Согласно Техническому заданию установлены следующие требования Заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара.
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Значение, предлагаемое участником закупки |
Указание на товарный знак (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара* |
1 |
Бензин автомобильный АИ-95 экологического класса К5 |
Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу |
|
>=95 и <98 |
Заполняется участником |
|
По мнения Заявителя: "Так, Заказчиком установлено, что в своей заявке участник закупки обязан указать Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу. А это невозможно сделать, поскольку такое значение по данному показателю становится известно только после выпуска каждой конкретной партии бензина.
Более того, даже в момент отпуска бензина такое значение будет непостоянным ввиду смешивания разных партий бензина в цистерне на авто-заправочной станции.
В связи с этим нижеприведенная таблица является неправомерной, поскольку любое заполненное Участником значение будет отличаться от фактически отпускаемого топлива".
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 2 Правил формирования и ведения КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией установлено, что по позиции КТРУ 19.20.21.135-00001 Бензин автомобильный АИ-95 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация) установлено следующее описание товара:
Таким образом, описание объекта закупки составлено в соответствии с КТРУ, в связи с чем, довод Заявителя признается необоснованным.
В связи с тем, что самозанятые граждане не могут осуществлять деятельность по реализации подакцизных товаров, в том числе бензина, Комиссией принято решение предписание по данному делу не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.С.Демченко
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 31 мая 2021 г. N 082/06/106-911/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021