Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА ИМ. Н.А. СЕМАШКО" (далее - Заказчик) - Мурадов С.А.(по доверенности),
- ИП Юденко Людмила Владимировна (далее - Заявитель) - Марченко И.И. (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Услуги по сервисному техническому обслуживанию магнитно-резонансного томографа, имеющегося у Заказчика" (извещение N0375100003621000274) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2017 г. N 513-ст "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57501-2017 Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" с датой введения в действие 1 июня 2018 г.
ГОСТ Р 57501-2017 устанавливает требования к подготовке технических заданий и их оформлению при проведении государственных закупок на оказание услуг по ТО МИ, предназначенных для применения в медицинских целях по отдельности или в сочетании между собой, для которых документацией (нормативной, технической или эксплуатационной) предусмотрено их ТО при эксплуатации. Настоящий стандарт распространяется на услуги по ТО МИ, предназначенные для поддержания и восстановления работоспособности или исправности МИ при использовании по назначению, предусмотренному изготовителей (производителем).
Согласно пункту 3.8 ГОСТ 57501-2017 техническое обслуживание - комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности МИ при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем). При проведении ТО могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт.
Согласно пункту 3.13 ГОСТ 57501-2017 ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ 57501-2017 запасная часть - составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.
Согласно пункту 3.4 ГОСТ 57501-2017 расходные материалы - материалы и изделия, предназначенные для периодической замены через установленные в эксплуатационной документации значения наработки или интервалы времени, а также для обслуживания и поддержания исправности МИ.
В силу пункта 5.6.2.3 ГОСТ 57501-2017 заказчик устанавливает требования к содержанию раздела, относящегося к ремонту медицинского изделия, который включает:
- сведения о сроках проведения работ в рамках ремонта МИ. Сроки могут быть указаны как с учетом сроков поставки запасных частей, так и без него, о чем в ТЗ должна быть сделана отдельная отметка;
- указания о наличии или отсутствии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта.
При наличии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта в пункте приводят требования:
- к идентификации запасной части (наименование, каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя));
- качеству поставляемых запасных частей;
- срокам поставки и/или установки запасных частей;
- гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей. Данные требования установлены Заказчиком в документации о закупке.
Согласно разделу IV. Описание объекта закупки (техническое задание) установлен перечень запасных частей и расходных материалов, а также перечень работ по ремонту:
Холодная голова модель RDK-408L2 или RDE-412L4 Охлаждающая головка является запасной частью базового блока (магнита) и функционально необходимым компонентом магнитно-резонансного томографа. Представляет собой высокотехнологичное электронно-механическое устройство, служащее для регенерации жидкого гелия Мощность при частоте напряжения электропитания 50/60 Гц на первой оболочке - 40/50 Вт. Обеспечиваемая температура при частоте напряжения электропитания 50/60 Гц на первой оболочке - 43 градуса Кельвина. Мощность при частоте напряжения электропитания 50/60 Гц на второй оболочке - 1 Вт Обеспечиваемая температура при частоте напряжения электропитания 50/60 Гц на второй оболочке - 3.5 градусов Кельвина. Производительность охлаждения, 1 фаза 50 Вт; 300K - 450K Производительность охлаждения, 2 фаза 1 Вт; 3,50K - 4,20K Рабочая температура окружающей среды 5 - 280С Скорость вращения двигателя в сети 50 Гц 60 об/мин Вес 19,5 кг |
Наличие |
Адсорбер F-70 |
Наличие |
Газлинии гелиевые в сборе |
Наличие |
Замена адсорбера и гелиевых газлиний |
1 раз на протяжении контракта. |
Замена холодной головы магнитно-резонансного томографа |
1 раз на протяжении контракта. |
По замене адсорбера и гелиевых газлиний |
|
выключение криосистемы и демонтаж криокомпрессора |
Наличие |
демонтаж адсорбера из криокомпрессора |
Наличие |
монтаж нового адсорбера в криокомпрессор |
Наличие |
демонтаж старых газлиний |
Наличие |
монтаж новых газлиний |
Наличие |
дозаправка криосистемы газообразным гелием до рабочего давления |
Наличие |
включение и тестирование работоспособности |
Наличие |
выключение криосистемы и демонтаж криокомпрессора |
Наличие |
По замене холодной головы магнитно-резонансного томографа |
|
Снятие крышек гентри магнита |
Наличие |
Документирование показателей магнитного поля |
Наличие |
Снятие магнитного поля через внешний блок питания |
Наличие |
Демонтаж охлаждающей головки, упаковка для утилизации |
Наличие |
Замена охлаждающей головки |
Наличие |
Поднятие магнитного поля |
Наличие |
Настройка в соответствии с техническими требованиями, предусмотренными инструкциями фирмы производителя |
Наличие |
Проведение контрольных запусков тестовых и рабочих программ |
Наличие |
Проверка целостности элементов управления |
Наличие |
Сдача томографа в рабочем состоянии и инструктаж персонала |
Наличие |
Вывоз дефектной запасной части |
Наличие |
Комиссия, изучив документацию о закупке, довод жалобы Заявителя, приходит к выводу, что Заказчиком в документации о закупке не установлены требования к срокам поставки и/или установки запасных частей, гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей, сведения о сроках проведения работ в рамках ремонта медицинских изделий. Действия Заказчика не соответствуют требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
По мнению Заявителя, в Техническом задании установлены избыточные требования в отношении периодичности проведения профилактического технического обслуживания медицинского изделия.
Согласно Техническому заданию установлены требования к количеству плановых выездов для проведения технических работ в течение контракта - 4.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что для поддержания работоспособности системы магнитно-резонансной томографии Заказчик считает верным сохранить указанное в Техническом задании количество визитов, данное требование установлено в соответствии с потребностью Заказчика.
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Требование о периодичности проведения профилактического технического обслуживания медицинского изделия установлено в соответствии с потребностью Заказчика, довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены необоснованные требования к поставке комплектов, указанные в пунктах 23-27 Технического задания, не имеющие отношения к техническому обслуживанию медицинского изделия.
В соответствии с Техническом задании установлен перечень работ на проведение профилактического технического обслуживания медицинского изделия, в том числе:
23 |
Поставка комплекта SHIM PLATES TYPE 1 100 pcs. (65x80x0.3 mm) |
1 раз на протяжении контракта. |
24 |
Поставка комплекта SHIM PLATES TYPE 2 100 pcs. (65x80x0.1 mm) |
1 раз на протяжении контракта. |
25 |
Поставка комплекта SHIM PLATES TYPE 3 100 pcs. (65x40x0.005 mm) |
1 раз на протяжении контракта. |
26 |
Поставка комплекта SHIM PLATES TYPE 4 100 pcs. (65x20x0.005 mm) |
1 раз на протяжении контракта. |
27 |
Поставка OR64/105 Mulded Shim Tray (4 шт.) |
1 раз на протяжении контракта. |
Представитель Заявителя в ходе заседания пояснил, что данные комплекты используются только при монтаже магнитно-резонансного томографа, что также следует из Инструкции по Техническому обслуживанию магнитно-резонансного томографа производства Siemens, модель Magneton Essenza.
При этом Заказчиком не представлено доказательств, что данные комплекты применяются при техническом обслуживании медицинского изделия. Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается обоснованным.
Заявитель указывает, что требования Заказчика о дистанционном обновлении программного обеспечения не соответствует регламенту производителя "Siemens".
В соответствии с пунктом 77 Технического задания установлено следующее:
"Дистанционное обновление программного обеспечения медицинского оборудования. Включает в себя следующие пункты:
а) Срочные критические обновления, влияющие на безопасность использования медицинского оборудования, выпущенные производителем медицинского оборудования, устанавливаются в согласованное с Заказчиком время.
б) Регулярные обновления программного обеспечения, в частности обновления антивирусного ПО, выпускаемые производителем медицинского оборудования, устанавливаются Исполнителем по мере выпуска в согласованное с Заказчиком время.
в) Исполнитель самостоятельно отслеживает доступные для дистанционной установки обновления программного обеспечения выпускаемые производителем медицинского оборудования и предлагает их установку Заказчику.
г) Исполнитель предоставляет Заказчику сведения о текущей версии программного обеспечения медицинского оборудования не реже чем 1 раз в 3 месяца".
Согласно пункту 1.6.2 Инструкции по Техническому обслуживанию магнитно-резонансного томографа производства Siemens, модель Magneton Essenza установлены сервисные инструменты или оборудование, необходимые для обслуживания программного обеспечения, а именно записываемый компакт-диск (Примечание: Используйте CD-R с медицинским качеством, например, Siemens Medical CD-R 80 или TDK Medical CD-R). Пунктом 2.9.2 Инструкции установлены необходимые инструменты: портативный компьютер и конвертер USB, программное обеспечение для связи предоставлено LamerholmElectronics.
Таким образом, требование о дистанционном обновлении программного обеспечения не соответствует регламенту технического обслуживания программного обеспечения производителя "Siemens". Действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации при проведении электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В рассматриваемом случае окончание срока подачи заявок - 26.05.2021 07:00, дополнение к жалобе представлено 27.05.2021, т.е. после окончания срока подачи заявок. Учитывая, что доводы являются самостоятельными, а не дополняют ранее заявленные доводы, то Комиссия Управления считает, что они не подлежат рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.30, 3.34, 3.35 Административного регламента от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.А.Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 июня 2021 г. N 082/06/106-925/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021