Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
главный специалист-эксперт контроля закупок Крымского УФАС России Т.С. Демченко,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- МБОУ "Владиславовская ОШ" (далее - Заказчик) - Баюрская Д.С. (по доверенности),
- Терентьев Андрей Анатольевич (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения посредством видеоконференц-связи уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу на действия Заказчика при проведении закупки "Топливо печное бытовое темное" (извещение N0375300004221000001) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, в нарушение Закона о контрактной системе, в установленные законодательством сроки не опубликован ответ на запрос разъяснений.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ходе заседания комиссии установлено, что Заявителем 19.05.2021 направлен запрос на разъяснение положений документации следующего содержания:
1. Допускается ли участие в Вашем аукционе физического лица, являющегося плательщиком налога на профессиональный доход с оформлением самозанятости?
2. Какие документы необходимо предоставить в составе своей заявки самозанятому гражданину для участия в Вашем аукционе?
3. В случае подачи заявки на участие в торгах от самозанятого гражданина, будет ли такая заявка допущена к определению поставщика (подрядчика, исполнителя)?
4. В случае победы в торгах, будет ли самозанятый гражданин признан победителем?
5. Какова будет сумма контракта с самозанятым гражданином относительно предложенной им цены на торгах и каким образом будет производиться расчет по контракту с самозанятым гражданином с точки зрения уплаты налогов?
Разделом 2.7. документации о Закупке установлено:
"В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме, направленного на адрес электронной площадки участником закупки, уполномоченный орган размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (раздел 2.4. настоящей документации).
Прием запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе в электронной форме осуществляется с 18.05.2021 г. по 24.05.2021 г. включительно.
Срок предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации осуществляется с 18.05.2021 г. по 26.05.2021 г. включительно (в случае, если последний день срока предоставления разъяснений положений документации приходится на нерабочий день, днем окончания срока предоставления разъяснений считается ближайший следующий за ним рабочий день)".
23.05.2021 Заказчиком размещено разъяснение положений документации об электронном аукционе от 23.05.2021 NРД1 следующего содержания:
"В ответ на Ваш запрос сообщаем, что согласно Федеральному закану от 08.06.2020 г. N 169-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 1 И 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В ЦЕЛЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - ПОЛУЧАТЕЛЕЙ ПОДДЕРЖКИ"" самозанятые граждане могут принимать участие в торгах на тех же условиях, что и субъект малого и среднего предпринимательства, в случае, если они занесены в реестр субъектов малого и среднего предпринимательста.
Также предоставляем Вам ответы на Ваши вопросы:
1. Допускается ли участие в Вашем аукционе физического лица, являющегося плательщиком налога на профессиональный доход с оформлением самозанятости?
- Да, если данные о таком гражданине занесены в реестр малого и среднего бизнеса, так как физические лица не допускаются к участию в электронном аукционе с ограничением для СМП. Какие документы необходимо предоставить в составе своей заявки самозанятому гражданину для участия в Вашем аукционе?
- Такие же, как и всем остальным участникам согласно документации. Обязательным является выписка из реестра СМП и лицензия на продажу топлива, так как самозанятые граждане в соотвествии с п.2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 г. N 422-ФЗ "О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО УСТАНОВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА "НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД"" самозянятые граждане не вправе осуществлять перепродажу товаров.
2. В случае подачи заявки на участие в торгах от самозанятого гражданина, будет ли такая заявка допущена к определению поставщика (подрядчика, исполнителя)?
- Да, если самозанятый гражданин занесен в реестр СМП.
3. В случае победы в торгах, будет ли самозанятый гражданин признан победителем?
- Да, если все документы соответствуют.
4. Какова будет сумма контракта с самозанятым гражданином относительно предложенной им цены на торгах и каким образом будет производиться расчет по контракту с самозанятым гражданином с точки зрения уплаты налогов?
- Всё производится на общих основаниях, как с субъектом малого предпринимательства".
Комиссией Крымского УФАС России установлено, что Заказчиком опубликован ответ на запрос разъяснений от 19.05.2021 только 23.05.2021, то есть с нарушением срока, предусмотренного частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не давшего ответ на запрос разъяснений положений документации об аукционе в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается обоснованным.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"Более того, в отношении самозанятых граждан должен применяться Федеральный закон от 27.12.2019 N 474-ФЗ "О внесении изменений в статью 25.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому самозанятые граждане приравнены к субъектам малого предпринимательства.
В Документации заказчика данный вопрос никак не освещен".
Согласно извещению о проведении Закупки и документации, Заказчиком установлены преимущества субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком были даны пояснения, согласно которым нет необходимости отдельно выделять самозанятых граждан, так как самозанятые граждане вправе участвовать на общих основаниях с субъектами малого предпринимательства, при этом, на них распространяются те же условия, что и на остальных участников Закупки.
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что согласно Закону о контрактной системе физические лица могут быть участниками электронных процедур, вместе с этим Законом о контрактной системе не установлен прямой запрет об участии физических лиц (самозанятых) в электронных процедурах с установленным ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На основании изложенного, данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 27 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок заказчиком предоставляются преимущества, в том числе субъектам малого предпринимательства в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Закупки и документации, Заказчиком установлены преимущества и ограничения для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы Заявителя:
"Заказчиком в своем Техническом задании нарушены Требования к описанию объекта закупки, установленные законодательством о контрактной системе.
Так, по показателю "Массовая доля воды в %" у заказчика указано "Следы". При этом минимальные и/или максимальные допустимые значения отсутствуют.
По показателю "Плотность при 20 С" у заказчика указано "Не нормируется, определение обязательно". Какое определение, в каких допустимых значениях - Заказчик не расшифровывает.
Практически по всем показателям Заказчиком установлен химический состав продуктов".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
В соответствии с техническим заданием документации о Закупке:
Согласно пояснениям Заказчика, техническое задание документации о Закупке составлено в соответствии с требованиями, предъявляемыми к топливу производителями топливного котла, используемого для отопления Учреждения. При этом, не указание химического состава топлива может привести к поставке низкокачественного топлива.
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявок, при употреблении, например, "не более", участнику Закупки необходимо указать конкретное значение, меньше установленного Заказчиком, включая крайнее значение. Аналогичная ситуация при употреблении "не ниже", "не выше".
При этом, Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что участником Закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством. Требуемые Заказчиком показатели определяются по результатам испытаний и становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
При этом, сведения о химическом составе топлива указываются в паспорте на конкретную партию топлива и предоставляются при поставке товара, в связи с чем, требование об указании конкретных характеристик на топливо, необоснованно.
В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Закупки неправомерно не установлено требование об обеспечении заявки в виде банковской гарантии.
Согласно части 2 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется участником закупки.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должна содержаться информация, указанная в статье 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информации о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии.
Разделом 1.1 документации о Закупке установлено:
При этом, в извещении о проведении электронного аукциона от 18.05.2021 указан следующий порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок: "на счет электронной площадки ртс-тендер".
Таким образом, из положений извещения о проведении электронного аукциона следует, что возможность участника закупки предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке не предусмотрена.
Комиссия приходит к выводу о том, что неустановление в извещении порядка обеспечения заявки путем предоставления банковской гарантии нарушает пункт 7 статьи 42 Закона о контрактной системе. Довод жалобы признается обоснованным.
В связи с тем, что самозанятые граждане не могут осуществлять деятельность по реализации подакцизных товаров, в том числе бензина, Комиссией принято решение предписание по данному делу не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 7 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.С. Демченко
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 31 мая 2021 г. N 082/06/106-912/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021