Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А.Кочетова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Белогорская центральная районная больница" (далее - Заказчик) - Лебедева Е.В. (по доверенности),
- ООО "Группа СТК" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явился, о дате, времени и месте рассмотрения посредством видеоконференц-связи уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка шприцев" (извещение N0375200050221000040) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией установлено следующее.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
В ходе заседания комиссии установлено, что Заказчиком размещены разъяснение положений документации об электронном аукционе от 27.05.2021 NРД1, разъяснение положений документации об электронном аукционе от 27.05.2021 NРД2, разъяснение положений документации об электронном аукционе от 27.05.2021 NРД3 без указания предмета запроса. Таким образом, действия содержат нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. Довод Заявителя признается обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена названным Федеральным законом.
В жалобе Заявитель указывает, что в Техническом задании по позиции N9 заявлены шприцы общего назначения одноразового использования с описанием конкретного механизма безопасности, что является ограничением конкуренции.
Согласно Техническому заданию по позиции 9 "Шприц общего назначения, одноразового использования" установлены следующие характеристики:
Шприц общего назначения, одноразового использования |
32.50.13.110-00000056 |
описание |
"Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования." |
|
1400 |
|
|
Предназначен для введения лекарственных средств, в т.ч. пациентам с повышенным риском инфицирования (в т.ч. гепатиты В и С, ВИЧ, сифилис, необследованными и недообследованными пациентами) |
соответствие |
для предотвращения заражения мед персонала |
|
|
|
Тип шприца |
3-х компонентные |
|
|
|
|
Градуированный объем шприца, мл |
5 |
|
|
|
|
Коннектор |
Луер Лок |
|
|
|
|
Цилиндр абсолютно прозрачен |
соответствие |
для контроля отсутствия воздушных пузырьков (исключения эмболии мелких сосудов) при введении лекарства и оценки надлежащего вида лекарственного средства |
|
|
|
Размер иглы: |
|
|
|
|
|
Длина трубки, мм |
не более 40 |
Для максимально безбалезненного введения лекарственных средств. |
|
|
|
Диаметр трубки, мм |
не более 0,7 |
Для максимально безбалезненного введения лекарственных средств. |
|
|
|
Защитное устройство представляет собой пластиковый чехол с павильоном, полностью закрывающий иглу после использования |
соответствие |
для предотвращения контакта персонала с иглой |
|
|
|
Активация производится одной рукой на удалении от иглы |
соответствие |
для устранения необходимости прикосновения пальца к игле |
|
|
|
Пластиковый чехол блокирует дальнейшее использование иглы, с помощью интегрированных в него специальных пластиковых зажимов |
соответствие |
для предотвращения контакта персонала с иглой |
|
|
|
Отсутствие латекса в составе изделия, что подтверждается знаком на упаковке latex free |
соответствие |
для снижения риска возникновения аллергических реакций |
|
|
|
Упаковка индивидуальная стерильная, тип Блистер/полибег |
соответствие |
обеспечивает максимальное удаления газов после стерилизации |
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Одним из основных критериев выбора конкретного механизма безопасности является защита от случайного укола медицинского персонала и также пациента, так как игла остается надежно скрытой внутри защитного чехла.
При использовании заявленных нами характеристик к шприцам минимизируется риск случайной травматизации и инфицирования, так как игла блокируется, а все оставшиеся компоненты крови остаются после использования в шприце и могут быть безопасно утилизированы. Шприцы с "ломающимся поршнем" не выполняют вышеописанных функций, так как остаётся риск разбрызгивания, случайного ранения. Медицинский персонал, чьи обязанности предусматривают работу с кровью, составляет особую категорию риска, учитывая статистику о том, что каждый 9 житель России является носителем вируса гепатита В, С или ВИЧ, а смертность от гепатитов и их осложнений среди всех смертей по гемоконтактным заболеваниям доходит до 96%.
Становится понятным наш выбор как Заказчика, так как защита персонала, наряду с лечебным процессом, является приоритетной для любого ЛПУ. Мы, формируя данные требования к характеристике товара, определили свои потребности с учетом специфики своей деятельности и имеющейся потребности в закупке необходимого товара.
Также хотели отметить, используя шприцы с данным механизмом безопасности не приводит к перерасходу лекарственных препаратов, так как в устройстве нет дополнительного мертвого пространства.
При формировании требований к закупаемым медицинским изделиям заказчик исходил из собственных потребностей, основывался на требованиях Закона N 44-ФЗ, а также руководствовался, в том числе, рекомендациями Министерства экономического развития и торговли РФ, изложенными в Письме от 10 октября 2007 г. N 15455-ап/д04 "О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков по государственным и муниципальным контрактам". В указанном письме Министерство экономического развития и торговли РФ указывает, что от того, насколько ответственно, обоснованно и внимательно заказчик, уполномоченный орган устанавливает в документации требования к товару и показатели, в большой степени зависят итоги торгов и последующее исполнение государственных контрактов, а также, обращает внимание на тот факт, что правильная подготовка документации об аукционе гарантирует поставку товаров, качество которых соответствует требованиям заказчика, уполномоченного органа. Таким образом, указание в документации об аукционе характеристик товара, поставляемого для нужд учреждений, предусмотрено законодательством и не влечет нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, в соответствии с п.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
На основании выше сказанного, заказчиком с официального сайта Росздравнадзора, в разделе "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО И ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ", были найдены зарегистрированные шприцы, подходящие под требования технического задания, а именно:
ФСЗ 2012/11633 от 05.03.2012 г. - Шприцы пластиковые BD Sterifill SCF стерильные и нестерильные, объемом 5, 10, 20, 50 мл
Страна происхождения США, Великобритания, Франция
I. Шприцы пластиковые BD Sterifill SCF стерильные и нестерильные, объемом 5, 10, 20, 50 мл: 1. Цилиндр шприца с защитным колпачком для шприцев BD Sterifill (Barrel with tip cap). 2. Уплотнитель поршня шприца эластичный для шприцев BD Sterifill стерильный, в лотках (NSCF, Nested Sterile ready-to-fill) или в мешках (BSCF, Bagged Sterile ready-to-fill). 3. Поршень для шприцев Sterifill (Plunger Rod).
ФСЗ 2009/03570 от 29.01.2009 г. - Шприцы инъекционные одноразовые с иглами, объемы: 1 мл (инсулиново-туберкулиновые), 2 мл, 2.5 мл, 3 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл, 30 мл, 50 мл
Страна происхождения Корея
Шприцы инъекционные одноразовые с иглами, объемы: 1 мл (инсулиново-туберкулиновые), 2 мл, 2.5 мл, 3 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл, 30 мл, 50 мл, состав изделия: 1. Рабочий цилиндр. 2. Поршень. 3. Прокладка. 4. Защитный колпачок для иглы. 5. Инъекционная игла, размеры: 27G х 1/2" (0,4 мм х 13 мм) или 23G х 1 1/4" (0,6 мм х 32 мм), или 22G х 1 1/2" (0,7 мм х 38 мм), или 21G х 1 1/2" (0,8 мм х 38 мм), или 20G х 1 1/2" (0,9 мм х 38 мм).
РЗН 2016/3938 от 16.02.2017 г. - Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с иглами и без игл Vogt Medical.
Страна происхождения Германия
Варианты исполнения: 1. Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с защитным чехлом Vogt Medical: - Объёмом 1,0 мл с иглами и без игл: 0,25 х 9 мм (31G), 0,25 х 6 мм (31G), 0,25 х 5 мм (31G), 0,3 х 13 мм (30G), 0,3 x 9 мм (30G); - Объёмами 2,0 мл, 2,5 мл, 3,0 мл с иглами и без игл: 0,33 х 13 мм (29G), 0,4 х 19 мм (27G), 0,4 х 13 мм (27G), 0,4 х 10 мм (27G), 0,45 х 16 мм (26G), 0,45 х 13 мм (26G), 0,45 х 10 мм (26G), 0,5 х 25 мм (25G), 0,55 х 25 мм (24G), 0,6 х 25 мм (23G), 0,6 х 30 мм (23G); - Объёмами 5,0 мл, 10 мл, 20 мл с иглами и без игл: 0,7 х 31 мм (22G), 0,7 х 40 мм (22G), 0,8 х 40 мм (21G), 0,9 x 40 мм (20G). 2. Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с выдвижным корпусом Vogt Medical: - Объёмом 1,0 мл с иглами и без игл: 0,25 х 9 мм (31G), 0,25 х 6 мм (31G), 0,25 х 5 мм (31G), 0,3 х 13 мм (30G), 0,3 x 9 мм (30G); - Объёмами 2,0 мл, 2,5 мл, 3,0 мл с иглами и без игл: 0,33 х 13 мм (29G), 0,4 х 19 мм (27G), 0,4 х 13 мм (27G), 0,4 х 10 мм (27G), 0,45 х 16 мм (26G), 0,45 х 13 мм (26G), 0,45 х 10 мм (26G), 0,5 х 25 мм (25G), 0,55 х 25 мм (24G), 0,6 х 25 мм (23G), 0,6 х 30 мм (23G); - Объёмами 5,0 мл, 10 мл, 20 мл с иглами и без игл: 0,7 х 31 мм (22G), 0,7 х 40 мм (22G), 0,8 х 40 мм (21G), 0,9 х 40 мм (20G).
ФСЗ 2010/07421 от 30.07.2010 г. - Шприцы медицинские одноразовые "Эксимед"
Страна происхождения Китай
Шприцы медицинские одноразовые "Эксимед": Объем 5,0 мл, с иглой, безопасный
РЗН 2020/11665 от 13.08.2020 г. Шприцы инъекционные однократного применения, стерильные, самоблокирующиеся по ТУ 32.50.13-002-93599774-2019
Страна происхождения Россия
в вариантах исполнения: 1. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные, самоблокирующиеся, в варианте исполнения I, вместимостью 0,1; 0,5; 1; 2; 3; 5; 10 мл, с встроенной иглой. 2. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные, самоблокирующиеся, в варианте исполнения II, вместимостью 0,1; 0,5; 1; 2; 3; 5 мл, с встроенной иглой.
Согласно раздел 5 пункт 5.2 ГОСТ ISO 7886-4-2011 устройства, препятствующие повторному применению, классифицируются следующим образом:
Тип I - срабатывает автоматически в процессе или после завершения предназначенного однократного применения
Тип II - требует вмешательство пользователя для приведения шприца в негодность после завершения предназначенного однократного применения
В связи с тем, что Российские производители регистрируют изделия медицинского назначения согласно техническим условиям, мы как Заказчики можем только предположить, что варианты исполнения, указанные в РЗН 2020/11665 от 13.08.2020 г. подразделяется согласно классификации указанной в ГОСТ ISO 7886-4-2011.
В рассматриваемом случае возможная ограниченность производителей закупаемых шприцов сама по себе не ведет к ограничению количества участников закупки, поскольку предметом аукциона является поставка таких изделий, а не изготовление. Следовательно, участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, но готовое поставить изделия, отвечающие требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющих потребностям Заказчика".
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1,9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы и свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, не предоставил.
Ввиду того, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения победителя, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений требований Закона о контрактной системе не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.А.Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 4 июня 2021 г. N 082/06/106-956/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021