Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
членов Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.А. Кочетова;
при участии представителей интересов:
- ГКУ "Крымздрав" (далее - Заказчик) - Е.В. Окишева, С.Е.Чернышев (по доверенности) - очно;
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Е.В. Горобец (по доверенности) - посредством видеоконференц-связи;
- ООО "СМК" (далее - Заявитель) - М.Э. Османова (по доверенности) - очно; С.В. Резвых (по доверенности) - посредством видеоконференц-связи, В.В. Тенцер (по доверенности) - посредством видеоконференц-связи;
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика (Уполномоченного органа) при проведении закупки "Поставка медицинского оборудования "Операционный микроскоп"" (извещение N0175200000421000330) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения довода жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В жалобе Заявитель указывает, что анализ документации об аукционе показал, что техническое задание содержит параметры оборудования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, а именно: Техническое задание по ряду пунктов (Таблица N 1) составлено таким образом, что позволяет предложить оборудование от единственного производителя - Микроскоп операционный серии OPMI модель Pentero 900 производства Carl Zeiss Meditec AG, тем самым ограничивая возможность участников размещения заказа, предлагающих аналогичное оборудование других производителей, принять участие в данных торгах.
Таблица N 1:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Комментарии |
||
1 |
Операционный микроскоп |
Качественные характеристики |
|
||||
|
|
Микроскоп |
|
||||
|
|
Увеличение микроскопа максимальное |
крат |
не менее 35 х |
Данный параметр ограничивает количество участников торгов, поскольку только один производитель Carl Zeiss Meditec AG имеет указанную степень увеличения. Столь высокая степень увеличения не используется в клинической практике из-за ощутимой вибрации на такой кратности и высоких потерь света. |
||
|
|
Функциональные характеристики |
|
||||
|
|
Открытый навигационный интерфейс для подключения к любой навигационной станции следующих производителей: - Medtronic, - Stryker; - Brainlab; - Или эквивалент |
НАЛИЧИЕ |
Данное требование ограничивает конкуренцию, поскольку требования к микроскопу должны быть заданы определенно и не допускать двусмысленности трактовок. Заказчик мог указать: "Открытый навигационный интерфейс для подключения к навигационной станции". Предлагаемая формулировка предусматривает открытость интерфейса любого операционного микроскопа для соединения с навигационной станцией |
|||
|
|
Микроскоп |
|
||||
|
|
Автоматическое обнаружение флюоресценции |
Наличие |
Данный параметр ограничивает количество участников торгов, поскольку является типовой характеристикой именно микроскопов Carl Zeiss Meditec AG. Кроме того, хирург самостоятельно запускает флюоресцентный режим после введения специального препарата пациенту, а при старте процесса система всегда начинает совместную запись операционного поля под микроскопом и того, что видно в процессе флюоресценции (что конкретизируется в предыдущем пункте Параллельная автоматическая запись видео флюоресценции и запись в стандартном цвете - Наличие). |
|||
|
|
Фокусировка с помощью лазерных лучей |
Наличие |
Данный параметр искусственно ограничивает количество потенциальных участников торгов, поскольку фокусировка может быть произведена специальными системами микроскопа без применения лазерного излучения. Кроме того имеет место предыдущий пункт ТЗ (автофокусировка микроскопа - Наличие) уже обеспечивает требование фокусировки без уточнения метода реализации. |
|||
|
|
Модуль цветового картирования для визуализации скорости кровотока в сосудах при проведении ангиографии. |
Наличие |
Данное требование нарушает законодательство РФ, поскольку данную опцию имеет только один производитель операционных микроскопов, а именно Carl Zeiss. Ни один другой поставщик не предлагает микроскоп с цветовым картированием скорости кровотока, при этом все производители микроскопов экспертного уровня обеспечивают функцию флюоресцентной ангиографии для оценки кровотока и визуализации сосудов. |
Представители Заказчика в ходе заседания пояснили, что техническое задание составлено под оборудование единственного производителя - микроскоп операционный серии OPMI модель Pentero 900 производства Carl Zeiss Meditec AG.
Заказчиком представлены возражения на жалобу следующего содержания:
"Рассматриваемый аукцион в электронной форме на право заключения контракта размещен в интересах государственных заказчиков для обеспечения лечебных учреждений необходимым высокотехнологичным и сложным медицинским оборудованием для оказания качественной медицинской помощи гражданам.
ГКУ РК "Крымздрав" является только организатором для реализации мероприятий по развитию помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями в Республики Крым на основании приказа МЗ РК от 25.01.2021 N154 (Далее-приказ N154), в данном приказе в п.1.2 указанно "- согласование технических характеристик поставляемых медицинских изделий, планируемых к закупке, с медицинскими организациями и главным внештатным специалистом по профилю;". В соответствии с приказом N154 ГКУ РК "Крымздрав" направил письма получателям оборудования и главному внештатному специалисту по профилю нейрохирургии для согласования технического задания, по итогу выданного предписания от 01.04.2021 N082/06/106-542/2021. На направленные письма нами были получены ответы с обоснованием включения определенных параметров в техническое задание на приобретения "Микроскопа операционного", также имеется Экспертное заключение N0148-02-00228 Союза "Новосибирская городская торгово-промышленная палата", где эксперт дает заключение, что данными характеристиками микроскоп является наиболее перспективным к поставке на территории РФ. Исходя, из потребности специалистов и заключения эксперта размещен электронный аукцион.
Поскольку в Российской Федерации остро стоит задача предотвращения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, а нейрохирургия является флагманом борьбы сосудистой патологии головного мозга, а также развитие нейрохирургии происходит с геометрической прогрессией во всем мире, доктора считают своим долгом оказывать жителем Крыма высоко классную медицинскую помощь на более современном и имеющем различные технологические функции оборудование, при возникновении экстренных ситуаций.
По всем параметрам, указанным в жалобе имеется обоснования, которое включено в состав аукционной документации, согласно требований описания объекта закупки, а также данные параметры обоснованы необходимостью оказания качественной высокотехнологичной медицинской помощи населению Республики Крым.
1. Увеличение микроскопа максимальное крат не менее 35 х
Увеличение - основной параметр при сосудистой хирургии, так как основная работа приходится на сосуды диаметром до 3 мм. Для проведения качественной операции с минимальным риском допущения ошибок необходимо увеличение не менее 35 крат. Хирургические вмешательства проводятся при экстра-интракраниальных микрососудистых анастомозах, аневризмах, мальформациях - операции высокого риска летальности. Учитывая целевое использование данного микроскопа, а именно - оперативные вмешательства при сосудистой патологии головного мозга - хотим обратить внимание, что данный параметр является одним из определяющих. Так, если проведение оперативных вмешательств по клипированию аневризмы сосудов головного мозга, по удалению артерио-венозной мальформации сосудов головного мозга, при удалении внутримозговых гематом полушарий головного мозга редко используется увеличение более 15 крат, то при проведении оперативного вмешательства по прямой реваскуляризации головного мозга методом наложения микрососудистого анастомоза данный параметр должен быть не менее 35 крат. Диаметр сосуда, на котором проводится данный вид оперативного вмешательства чаще всего редко превосходит 1-1,5 мм, а в условиях острого периода внутричерепного кровоизлияния может быть меньшим 1 мм. А для получения более гарантированного результата требуется очень качественная визуализация на максимально возможном увеличении. Увеличение 15х и даже 22х в этих условиях будет недостаточным для полноценной визуализации и приведет к угрозе или невозможности оказания медицинской помощи, а также не соответствующей стандартам оказания медицинской помощи.
2. Открытый навигационный интерфейс для подключения к любой навигационной станции следующих производителей: Medtronic, Stryker; Brainlab; Или эквивалент
Заказчик не знает, какое оборудование будет закуплено в будущем. При отсутствии данного параметра может произойти ситуация, когда микроскоп операционный не сможет быть интегрирован с навигационной станцией, что критично для проведения ряда оперативных вмешательств на сосудах головного мозга. Изменение данного пункта приведёт к невозможности проведения срочной медицинской помощи.
Также в соответствии с ч.1 п.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком"
3. Автоматическое обнаружение флюоресценции - Наличие
В практике сосудистого нейрохирурга ранее были нередкими случаи, когда неполное клипирование шейки артериальной аневризмы выявлялось только при контрольной ангиографии. Данный дефект может быть устранен в ходе операции, благодаря модулю флуоресцентной ангиографии. Данный модуль должен иметь автоматизированную функцию обнаружения флуоресценции, которая распознает начало притока на видео и сразу переходит на эту последовательность, пропуская пустую фазу, что поддерживает своевременную доставку информации, приводит к оптимизированному рабочему процессу и минимальному нарушению процедуры, автоматический контроль яркости изображения, в целях обеспечения качественного контрастного изображения как в начальной стадии флуоресценции (автоматическое повышение яркости) так и в конечной стадии, при максимальном свечении. Функция картинка в картинке позволяет напрямую сравнивать видео с обычным освещением и инфракрасное излучение. Отсутствие данной функции может привести к невозможности оказания высокотехнологичной помощи.
4. Фокусировка с помощью лазерных лучей - Наличие
Является новейшей технологией фокусировки операционных нейрохирургических микроскопов. Точность лазерной фокусировки обеспечивает фокусировку на заданном объекте независимо от того, в каком месте он находится, под каким освещением. Оптическая автоматическая фокусировка полностью основана на работе видеокамеры, с учетом степени освещения объекта, она фокусируется на лучше освещенных контрастных объектах.
Автофомкус - адаптивная система, обеспечивающая автоматическую фокусировку объектива фотоаппарата, кинокамеры или видеокамеры на один или несколько объектов съёмки. Активные системы не зависят от условий освещения и могут наводиться в полной темноте на объекты без контрастных деталей. Вместе с тем они обладают рядом недостатков, одним из которых считается невозможность точной фокусировки, если между объектом и камерой есть прозрачное препятствие, например стекло (микроскоп работает через систему линз, дополнительно используются защитные стекла.) Кроме того, в связи с трудностями получения направленного пучка ультразвука, фокусировка на конкретный объект съёмки затруднена, часто срабатывая на ближайшее препятствие.
Пассивный автофокус основан на анализе световых пучков, попадающих внутрь камеры, и ничего не излучает в окружающее пространство. Современные системы основаны на измерении максимального контраста изображения, создаваемого объективом, или на сравнении противоположных частей пучка света, формирующего изображение точки. Эти технологии называются контрастным и фазовым автофокусом. Контрастный автофокус может применяться в любых видеокамерах и цифровых фотоаппаратах, в том числе не зеркальных. Принцип его работы основан на том, что микропроцессор камеры сравнивает контраст мелких деталей изображения, получаемого на матрице при разных положениях объектива. Такая технология предполагает поиск наивысшего контраста перемещением объектива в обоих направлениях от положения точной наводки, чаще всего неоднократное.
В силу заложенного принципа быстродействие и точность такого автофокуса невысока. До тех пор, пока процессор не вычислил максимум контраста и не перешёл его, двигателю даётся команда перемещать объектив ещё раз. Когда экстремум пройден, выполняется шаг назад, возвращающий оптику в пройденную точку, и процесс фокусировки прекращается. Задержка между нажатием на спуск и собственно съёмкой кадра, характерная для большинства компактных цифровых фотоаппаратов, объясняется именно "медленной" работой пассивного контрастного автофокуса."
Таким образом, любая автофокусировка, связанная с работой видеокамеры является ненадежной, увеличивает время фокусировки и не гарантирует фокусировки на интересующем хирурга объекте.
Лазерная фокусировка обеспечивает быструю концентрацию на важном участке и является более точной без недостатков видеофокуса, не зависит от работоспособности видеокамеры - это совершенно независимое устройство. При работе на сосудах важно обеспечить четкую концентрацию на объекте работы, так как при разрыве аневризмы микроскоп, обладающий оптической автофокусировкой, будет затрачивать времени больше (для достижения качественной визуализации), по сравнению с лазерной автофокусировкой. Времени на игры с видеокамерой в поисках наилучшей экспозиции может не быть, что может прямо отразиться на увеличении риска летальности пациентов. Отсутствие данной функции может привести к невозможности оказания высокотехнологичной помощи.
5. Модуль цветового картирования для визуализации скорости кровотока в сосудах при проведении ангиографии. НАЛИЧИЕ
Модуль цветового картирования для визуализации скорости кровотока в сосудах позволяет достаточно надежно идентифицировать остаточные узлы АВМ и, следовательно, исключает риск повторного хирургического вмешательства и предоставляет хирургу дополнительную информацию для повышения качества врачебной помощи. Построение графических диаграмм интенсивности существенно облегчает определение полноты клипирования шейки аневризмы, что является ключевым и прямо влияет на конечный исход операции. При хирургии АВМ ИЦЗ ВА дает хорошую визуализацию артериовенозного шунта, питающих артерий и дренирующих вен на поверхности мозга. данная технология позволяет достаточно надежно идентифицировать дополнительные патологии которые могут привести к летальному исходу или ухудшению качества жизни пациентов. Построение цветной карты дает возможность хирургу идентифицировать питающие сосуды и облегчить удаление АВМ. Построение графических диаграмм интенсивности позволяет отличить питающие артерии от артериовинозных вен. Использование данного модуля позволяет выполнять задачу на более высоком уровне, проводить отслеживание скорости кровотока не требуя дополнительного оборудования, минимизирует риск необходимости проведения повторного хирургического вмешательства. Работа с данным модулем минимизирует количество повторных операций и, следовательно, уменьшает уровень летальности при открытых операциях на головном мозге. Отсутствие данной функции может привести к невозможности оказания высокотехнологичной помощи."
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
Из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Вместе с тем, установление требования (совокупности требований) в отношении объекта закупки приводит к ограничению количества участников закупки, в случае если такие требования указывают на единственного производителя, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, представителями Заявителя на заседании Комиссии представлены документы и сведения, согласно которым некоторые технические характеристики аналогичных моделей не соответствуют установленным Заказчиком требованиям.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, свидетельствующие о правомерности действий Заказчика при установлении подобным образом требований технической части аукционной документации.
Комиссия также отмечает, что Заказчиком 24.05.2021 размещена закупка "Поставка медицинского оборудования "Операционный микроскоп" (извещение N0175200000421000344). Согласно пояснениям Заявителя, Заказчика в документации по данной закупке технические характеристики, подпадающего под конкретного производителя, не были установлены. В связи с чем, согласно протоколу проведения электронного аукциона от 03.06.2021 N0175200000421000344-2-1 , снижение НМЦК произошло с 33 905 000,00 рублей до 21 190 625,00 рублей. Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что победителем признано ООО "СЕРВИСНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ", второе место заняло ООО "КАРЛ ЦЕЙСС".
Таким образом, установленные Заказчиком вышеуказанные требования к поставляемому операционному микроскопу, влекут за собой ограничение количества участников размещения закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Т.А. Кочетова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 4 июня 2021 г. N 082/06/106-958/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021