Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУ РК "САНАТОРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С РОДИТЕЛЯМИ "ИСКРА" (далее - Заказчик) - Бедарев В.В. (заместитель председателя комиссии);
- Павлов Алексей Александрович (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка товаров бытовой химии" (извещение N0375200046121000007) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, неправомерно отказавшей Заявителю в допуске на участие в Закупке.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки комиссия Заказчика действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.05.2021 N0375200046121000007-1 Заявителю было отказано в допуске на участие в Закупке на следующем основании:
"Отказать в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участнику размещения заказа: на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. Основание - не соответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в документации об электронном аукционе. В соответствии с (Инструкция по заполнению требований Заказчика к качественным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, в том числе используемого при выполнении работ, оказании услуг) участник должен был указать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе. На основании п.2 ч. 4. ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заявке N3 участника закупки отказано в допуске к аукциону.
В заявке участника в позиции 9 Участник указал:
При этом по инструкции:
Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала)(далее -конкретные показатели) в соответствии с обозначениями, установленными в (указывается Заказчиком). При указании конкретных показателей Участником закупки учитывается следующее:
2,4) при предоставлении Участниками закупки конкретных показателей необходимо исключить употребление знаков, слов и словосочетаний (в том числе применение таких слов и словосочетаний в других грамматических, морфологических формах): "или", "и (или)", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "до", "от", "не уже", "уже", "не шире", "шире", "не ранее", "<", ">", "", "
", "должен" и его производные, "может" и его производные, "или", "менее", "более"
Участнику необходимо было указать конкретное значение.
В заявке участника в позиции 10 Участник указал:
В техническом задании было требование:
При этом по инструкции:
Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала)(далее -конкретные показатели) в соответствии с обозначениями, установленными в (указывается Заказчиком). При указании конкретных показателей Участником закупки учитывается следующее:
"многоточие" ("..."), "тире" ("-") установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения
Участнику необходимо было указать значение в неизменном виде.
В заявке участника в позиции 12 Участник указал:
В техническом задании было требование:
При этом по инструкции:
Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала)(далее -конкретные показатели) в соответствии с обозначениями, установленными в (указывается Заказчиком). При указании конкретных показателей Участником закупки учитывается следующее:
2,3) в случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей Инструкцией, Участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться;
Участнику закупки необходимо было указать значение в неизменном виде".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 раздела III. "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" документации о Закупке установлены следующие характеристики товара по позициям N9, N10, N12:
N п/п |
Наименование товара |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
Ед. Изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
9 |
Средство моющее Антижир,
|
Чистящее средство для кухни |
|
Должно быть предназначено для удаления стойких и подгоревших жиров с газовых и электрических плит, грилей, мангалов, пароуловителей, систем вентиляции, кастрюль, сковородок, в том числе и с охлажденных поверхностей. |
Средство должно содержать |
|
щелоч |
||
Состав* |
|
Щелочные компоненты 5-15%, комплексообразующий агент <5%, поверхностно-активные вещества <5%, растворители <5%, компоненты, ароматизатор, стабилизирующие вещества, очищенная вода. |
||
Форма выпуска |
|
жидкость |
||
Объем |
мл |
Не менее 400 Не более 750 |
||
Эффект от использования: |
|
обезжиривание |
||
Подходит для поверхностей: |
|
кафель, металла, стеклокерамика, фаянса или акрила |
||
Дозатор: |
|
Должен быть распылитель |
||
10 |
Моющее для ПММ |
Предназначено для |
|
автоматической мойки посуды в воде любой степени жёсткости [до 12°Ж] |
Назначение: |
|
Удаляет масложировые, белковые, крахмалистые и другие органические загрязнения, предотвращает образование кальциевого налёта. |
||
|
Должно быть соответствие |
|||
Особенности |
|
не содержит соединений хлора, не содержит фосфатов. |
||
Температурный режим применения: |
°C |
50-95°C. |
||
Состав*: |
% |
вода 30% и более; щёлочь 5% или более, но менее 15%; комплексообразователи 15% или более, но менее 30%; неорганические соли менее 5%. |
||
Показатель pH 1% раствора |
ед |
Должно быть 11-13 |
||
Форма выпуска: |
|
Должно быть концентрат |
||
Степень жесткости воды: |
|
жесткая |
||
Содержит: |
|
щелочь |
||
Объём: |
мл |
Не менее 5000 мл |
||
Упаковка: |
|
канистра |
||
12 |
Средство моющее для пароконвектоматов |
Средство для |
|
пароконвектоматов со встроенными автоматическими системами мойки двумя препаратами (моющим средством и ополаскивателем). |
Область применения: |
|
организации общественного питания, пищевые производства. |
||
Свойства: |
|
жидкий сильнощелочной готовый к применению препарат против пригаров жиров, крахмала, белковых и других пищевых загрязнений, не вызывает коррозию и потемнение поверхностей, предотвращает образование известкового налёта, смывается, пожаро- и взрывобезопасный, замерзает, после размораживания свойства сохраняются. |
||
Состав*: |
|
ПАВ, щёлочь, комплексоны, ингибиторы коррозии, краситель, вода. |
||
Плотность: |
г/см °C |
Должно быть 1,15 г/см |
||
Значение pH 1%-раствора: |
ед |
Должно быть [12,5 |
||
Объем: |
л |
Не менее 5 л |
||
Назначение средства: |
|
дезинфекция, удаление белкового нагара, удаление грязи, удаление жира |
||
Обрабатываемая поверхность: |
|
пищевое оборудование |
||
Для автоматической мойки: |
|
Должно быть да |
||
Форма выпуска: |
|
жидкость |
||
Содержит: |
|
Должно быть щелочь |
||
pH: |
ед |
Должно быть 12.5 |
||
Остаточный срок годности: |
лет |
Не менее 5 лет от даты изготовления (при соблюдении условий транспортировки и хранения). |
||
Упаковка: |
|
канистра |
Пунктом 21 раздела I. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации о Закупке установлено:
"1. Участнику закупки необходимо указывать конкретные показатели характеристики каждого вида (типа) товара (материала) (далее - конкретные показатели) в соответствии с обозначениями, установленными в_(указывается Заказчиком),
2. При указании конкретных показателей Участником закупки учитывается следующее:
2.1) в случае если требуемое значение параметра или диапазоны значений параметра указаны с использованием слов (знаков, символов):
"_" - означает что, Участнику закупки следует предоставить в заявке на участие в процедуре закупки (далее - заявка) конкретный показатель с предельным отклонением равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения с указанием не более указанного предельного отклонения;
"<" - означает что, Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения;
">" - означает что, Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения;
"не менее", "не ниже", "не ранее" - означает что, Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему;
"не более", "не выше" - означает что, Участнику закупки следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему;
"запятая" (","), союза "и", - Участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз;
союз "или" - Участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный союз;
"и (или)" - Участник закупки предлагает несколько показателей или один (на свой выбор);
"многоточие" ("_"), "тире" ("-") установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения;
"от" и "до", то Участнику закупки необходимо предоставить один конкретный показатель из данного диапазона, включая крайние значения;
"от", то Участнику закупки необходимо предоставить один конкретный показатель из данного диапазона, включая крайние значения;
"до", то Участнику закупки необходимо предоставить один конкретный показатель из данного диапазона, не включая крайние значения;
"указать", "указывается Участником закупки" - означает, что Участник закупки в данном случае указывает требуемое значение, информацию в соответствии с установленным параметром (показателем) товара;
2.2) в случае если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием слов (знаков, символов):
"точка с запятой" (";") и "запятая" (","), Участнику закупки необходимо представить в заявке одну из групп значений, разделенных символом "точка с запятой" (";");
"не уже" и знаком ",,," или знаком "-", Участнику закупки необходимо представить в заявке диапазонное значение показателя равное или больше установленного Заказчиком;
"уже" и знаком ",,," или знаком "-", Участнику закупки необходимо представить в заявке диапазонное значение показателя меньше установленного Заказчиком;
"не шире" и знаком ",,," или знаком "-", Участнику закупки необходимо представить в заявке диапазонное значение показателя равное или меньше установленного Заказчиком;
"шире" и знаком ",,," или знаком "-", Участнику закупки необходимо представить в заявке диапазонное значение показателя больше установленного Заказчиком;
2.3) в случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей Инструкцией, Участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться;
2.4) при предоставлении Участниками закупки конкретных показателей необходимо исключить употребление знаков, слов и словосочетаний (в том числе применение таких слов и словосочетаний в других грамматических, морфологических формах): "или", "и (или)", "не более", "не менее", "не выше", "не ниже", "до", "от", "не уже", "уже", "не шире", "шире", "не ранее", "<", ">", "", "
", "должен" и его производные, "может" и его производные, "или", "менее", "более",
3. Если установлено требование о соответствии товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, нормативным документам (ГОСТ, СНИП и т,п,), Участником закупки указываются конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным техническим заданием, и не
противоречащие нормативным документам, В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставке товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается представлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует",
4. Ответственность за достоверность сведений, указанных Участником закупки в составе заявки, несет Участник закупки,
5. Применение Заказчиком надстрочных, подстрочных, жирных, полужирных, курсивных, подчеркнутых и иных подобных типов (форматов) описания объекта закупки не допускается и не учитывается Участниками закупки при представлении конкретных значений по таким показателям, кроме случаев применения надстрочных или подстрочных значений, являющихся математическим значением или частью обозначения марки (типа, модели) требуемого товара (материала),
6. В случае если по установленным параметрам (требованиям) к товару в техническом задании отсутствуют слова (знаки, символы), указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, определяющие требуемое значение показателя, Участник закупки не может изменять указанные характеристики, и указанные характеристики признаются показателями, которые не могут изменяться,
7. Участнику закупки рекомендуется представлять информацию о конкретных показателях по форме, предусмотренной описанием объекта закупки (технического задания) в виде текстового или табличного документа в формате файлов "xls" или "doc" с возможностью поиска и копирования в таких файлах фрагментов текста, таблиц, изображений, обеспечивающих возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента средствами соответствующей программы для просмотра".
В ходе заседания Комиссии установлено, что по позиции N9 "Средство моющее Антижир" по показателю "Подходит для поверхностей:" установлена характеристика "кафель, металла, стеклокерамика, фаянса или акрила".
Согласно инструкции по заполнению заявок, при использовании союза "или" участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный союз. Вместе с тем, в инструкции отсутствуют сведения относительно того, каким образом необходимо заполнять заявку при одновременном употреблении "," и союза "или". Так, например, Заказчику требуется выбрать одно из следующих значений "кафель, металла, стеклокерамика, фаянса" или "акрила", либо союз "или" относится только к выбору между характеристиками "фаянса" или "акрила", и Заказчику требуется предоставить один из следующих вариантов "кафель, металла, стеклокерамика, фаянса" или "кафель, металла, стеклокерамика, акрила".
В действиях Заказчика установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссией Крымского УФАС России также установлено, что Заказчиком в документации о Закупке устанавливаются характеристики в разных позициях по показателям pH 1% раствора и pH таким образом, что в некоторых случаях участникам Закупки требуется указание конкретного значения, а в некоторых диапазонного значения.
Так, например, по позиции N3 по показателю "pH 1% раствора" установлено значение "Не более 11", что согласно инструкции предполагает предоставление конкретного показателя, менее указанного значения или равного ему, в то же время по позиции N10 по показателю "pH 1% раствора" установлено значение "Должно быть 11-13", что согласно инструкции указывает на необходимость указания диапазона значений, включая крайние значения, при этом в инструкции не указывается на то, каким образом необходимо заполнять заявку при употреблении слова "должно быть" перед указанной характеристикой. В свою очередь по позиции N11 по тому же показателю "pH 1%-раствора:" указано значение "6,5-8,0" без употребления слова "должно быть", а в позиции N12 значение показателя "pH 1%-раствора" указывается уже с употреблением "[]": "Должно быть [12,50,5]".
Аналогичная ситуация с употреблением различных обозначений при указании показателя "рН", что предполагает указание в некоторых случаях конкретного значения рН, а в некоторых диапазонного.
Таким образом, Заказчиком установлено ненадлежащее описание объекта по показателям "pH 1%-раствора" и "pH", которое позволяет указать в некоторых случаях конкретное значение рН, а в некоторых диапазонное значение данных показателей. Так, усложняющее описание общедоступных характеристик товаров с использованием различных знаков, символов, может привести к невозможности заполнения заявки участниками Закупки и отклонению заявок участников Закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.05.2021 N0375200046121000007-1 на участие в Закупке подано три заявки, двум из которых отказано в допуске к участию в Закупке.
На основании изложенного, действия Заказчика не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 8 июня 2021 г. N 082/06/106-978/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021