Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ДМ Сервис" (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управлением Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге (далее - Аукционная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории вокруг зданий районных судов города Санкт-Петербурга (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172100008121000021) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки конкретных показателей товаров (материалов), используемых при оказании услуг по уборке помещений и прилегающих территорий в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 28.05.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 01.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 13.05.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 063 198 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43801059090090019244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 31.05.2021;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки, которые допущены до участия в Аукционе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки конкретных показателей товаров (материалов), используемых при оказании услуг по уборке помещений и прилегающих территорий, в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 6.3 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об Аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к следующим товарам, используемым при оказании услуг:
- N 1 "Пакеты для мусора, тип 1": "с завязками-стяжками или без завязок", "ароматизированные, не ароматизированные", "с ручками или без ручек";
- N 2 "Туалетная бумага однослойная тип 1": "без отрывных листов или с отрывными листами", "без втулки или с втулкой", "ширина рулона 90 мм";
- N 3 "Пакеты для мусора тип 2": "с завязками-стяжками или без завязок", "ПНД или ПСД", "без ручек или с ручками" и другие.
Вместе с тем согласно техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки является оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории. При этом в силу подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товара включаются в состав заявки первой части заявки на участие в аукционе в случае осуществления закупки товара, поставляемого заказчику при оказании услуг. При осуществлении иных закупок Заказчик устанавливает требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки в случае осуществления закупки на оказание услуг, в рамках которого планируется использование товара.
Учитывая, что Заказчиком осуществляется закупка услуг, при оказании которых товар не поставляется, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товара, используемого при оказании услуг по комплексной уборке.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом б) пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно сведениям ЕИС объектом закупки является оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории вокруг зданий районных судов города Санкт-Петербурга.
На заседании Комиссии установлено, что в ЕИС размещены следующие позиции каталога:
- 81.21.10.000-00000007 "Услуги по уборке зданий", дата начала обязательного применения позиции - 01.07.2020;
- 81.21.10.000-00000005 "Услуги по уборке территорий", дата начала обязательного применения позиции - 01.07.2020.
При этом извещение о проведении Аукциона размещено 13.05.2021.
Вместе с тем техническое задание документации об Аукционе не содержит обязательные характеристики оказываемых услуг, предусмотренные соответствующими позициями каталога, а также обоснование применения характеристик, не предусмотренных позициями каталога.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
Пунктом 11 информационной карты документации об Аукционе установлено, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 30 % начальной (максимальной) цены контракта, которая может предоставляться в качестве банковской гарантии.
При этом на заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об обязательстве поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта, в порядке, предусмотренном частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций, предоставить новое обеспечение исполнения контракта, нарушают часть 30 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлены условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
В соответствии с пунктом 11 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В силу пункта 12 Постановления N 1042 общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
При этом согласно пункту 7.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе "общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пеня) за ненадлежащее исполнение Государственным Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Кроме того, в соответствии с пунктом 7.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе "общая сумма начисления неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что положения проекта государственного контракта документации об Аукционе об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не соответствуют Постановлению N 1042.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДМ Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 13 статьи 34, частей 5, 8, 30 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 01.06.2021 по делу N 21/44/105/825 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2021 г. N 21/44/105/825
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021