Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Фокус" (далее - Заявитель) на действия ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией ФБУ Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции здания под лабораторный корпус федерального бюджетного учреждения Российского федерального центра судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации. г. Москва, 4-й Крутицкий пер. д. 10,стр. 1 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100049221000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателям "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 1), "Общее количество исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 2), "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" (далее - Показатель N 3) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Критерий).
На заседании Комиссии представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 01.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 03.06.2021.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 13.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 470 576 763 рубля;
4) источник финансирования - субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.05.2021.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии установлено, что согласно порядку оценки заявок участников закупки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия оценивается наличие контрактов (договоров), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), исполненных в полном объеме за последние 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, с ценой каждого такого контракта (договора) не менее 100 000 000 рублей, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
1.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия, поскольку в рамках Показателя N 1 Критерия N 1 оценке не подлежат гражданско-правовые договоры, что по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование о предоставлении контрактов (договоров) заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, а также Законом о закупках установлено в Конкурсной документации в соответствии с потребностью Заказчика.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что указанное условие Конкурсной документации не противоречит Правилам.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
1.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия, а именно Заказчиком неправомерно установлено требование к минимальной стоимости предоставляемых к оценке контрактов, срока их исполнения.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что положения порядка оценки Конкурсной документации по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия в части минимальной стоимости контрактов/договоров, представляемых к оценке, а также к сроку их исполнения исключительно за 3 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке являются ненадлежащими, поскольку не позволяют выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, по Показателю N 1 Критерия Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Так, например:
- отсутствие исполненных в полном объеме контрактов (договоров) либо несоответствие представленных контрактов (договоров) требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации, либо наличие исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации с общей стоимостью менее 350 000 000 рублей - 0 баллов;
- наличие исполненных в полном объеме контрактов (договоров), соответствующих требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации с общей стоимостью 350 000 000 рублей и более - 20 баллов.
Кроме того, Показателю N 2 Критерия Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Так, например:
- отсутствие исполненных в полном объеме контрактов (договоров) либо несоответствие представленных контрактов (договоров) требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации - 0 баллов;
- наличие одного исполненного в полном объеме контракта (договора), соответствующего требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации - 20 баллов.
Кроме того, Показателю N 3 Критерия Заказчиком установлена шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Так, например:
- отсутствие исполненных в полном объеме контрактов (договоров) либо несоответствие представленных контрактов (договоров) требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации - 0 баллов;
- наличие исполненного в полном объеме контракта (договора), соответствующего требованиям, установленным пунктом 16.3.2 конкурсной документации с наибольшей ценой с наибольшей ценой одного из контрактов (договоров) 100 000 000 рублей и более - 20 баллов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что порядок присвоения баллов по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия свидетельствует об отсутствии пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателям NN 1, 2, 3 Критерия, не соответствуют части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фокус" обоснованной в части ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки, указанного в пункте 1.2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 03.06.2021 по делу N 21/44/105/862 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июня 2021 г. N 21/44/105/862
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021